Влас и дочь водяного

Дело то было в стародавние времена, когда на Руси ещё нечисть всякая водилась, по лесам бродила да воду мутила, простому люду житья не давала. Вот отправился как-то один сельский мужик рыбу ловить, пришёл на реку, и так ему пить захотелось, что не побрезговал, зашёл поглубже да губами к воде примкнул. Пьёт он, наслаждается, а тут кто-то хвать его за бороду да не отпускает. Испугался мужик, стал руками по озерной глади лупить, кричать что есть мочи:

— Отпусти меня, водяной! Всё, что хочешь, проси, только не топи!

А из-под воды слышится:

— Коли пообещаешь сына своего на дочери моей женить, тогда отпущу!

— Обещаю! Обещаю! – вопит мужик, а сам барахтается, бороду свою освободиться пытается.

Отпустил его водяной да пригрозил на прощанье:

— Смотри, если не выполнишь своё обещанье, всю семью твою под воду утащу!

Пришёл мужик домой, рассказал обо всём жене. Поплакали они, погоревали да решили жить пока, как живётся – сыночек-то Влас мал ещё, пока подрастёт да невесту искать начнёт, много воды утечёт.

Жили они так, не тужили, пока сын не вырос да жениться не собрался. Пришлось тогда отцу рассказать Власу о своём давнем обещании:

— Должен ты, сыночек, на дочери водяного жениться, а коли ослушаешься, все мы на речном дне окажемся.

— Ну что ж, – отвечает Влас, – слово твоё сдержать придётся. Знать, судьба моя такая.

Отправился он на реку, смотрит: уточка златопёрая на волнах качается. Вспорхнула она, на бережок прилетела, скинула пёрышки да девицей красной обернулась, легла на песочек и задремала. Подкрался Влас тихонечко, умыкнул золотое оперение и в костре его спалил. Пробудилась девушка ото сна, стала пёрышки свои искать, да не тут-то было. Вышел тогда добрый молодец из засады и говорит:

— Не ты ли, красавица, дочерью водяному приходишься?

— Я, добрый человек.

— А как зовут тебя, милая?

— Марья-русалка.

— А я Влас-молодец. Пообещал мой батюшка много лет назад, что я на тебе женюсь. Вот настало время отцовский обет исполнить. Пойдём со мной, я тебя с родителями познакомлю, сыграем свадьбу да будем жить-поживать, добра наживать.

— Я бы с радостью, только на мне ведь одно исподнее. Как же я почти нагишом людям добрым на глазам покажусь? Подожду тебя здесь, а ты в село сходи да платье мне принеси.

На том и порешили. Соорудил Влас для Марьи шалаш из веток сосновых да за одёжей отправился. А матушке его ой как не хочется, чтобы сынок любимый на дочери водяного женился. Попросила она у местной знахарки колдовское зелье да дала его Власу испить. Сделал добрый молодец глоток и тут же про невесту свою позабыл. Говорит тогда мать:

— У дьячихи нашей три дочки на выданье. Пообещала я ей, что ты вечером к ним в гости придёшь. Выберешь девицу, что тебе по нраву, да посватаешься.

— Хорошо, матушка, – отвечает Влас, словно в забытьи.

Ждёт его Марья в шалаше, никак дождаться не может. А у дьячихи в доме переполох: бегают все, суетятся, к приходу сватов готовятся. Отправила мать старшую дочь на реку воды принести. Пришла девица на берег, бросила вёдра да под нос себе зло бормочет:

— Ну, вот ещё, не пристало такой красавице, как я, воду таскать, руки себе обрывать!

Развернулась и ушла домой.

— А где же вода? – спрашивает мать.

— Вёдра прохудились, пришлось их выбросить.

Отправила тогда дьячиха среднюю дочь на реку, только и она не захотела воду таскать: оставила вёдра на берегу да пустая домой вернулась. А потом и младшая дочь примеру старших сестёр последовала. Что же делать? Уж гости скоро придут, а воды в избе ни капли. Пришлось дьячихе самой на реку бежать. Набрала она полные вёдра, только собралась домой идти, как Марья из шалаша выбралась и говорит:

— Давай, добрая женщина, я тебе помогу! Ты уж немолода, негоже тебе такие тяжести таскать. А я и по хозяйству помочь могу, никакой платы за труды свои не попрошу.

Обрадовалась дьячиха, привела девицу домой да велела ей за печкой сидеть, не высовываться, пока гости не идут. Тут явился Влас со сватами, стал есть-пить, разговоры вести, невесту себе выбирать. Дочки дьячихины уж и так, и эдак перед ним красуются, каждая жениху понравиться норовит. А Марья взяла из кадки кусочек теста, вылепила из него голубку да к потолку её подбросила. Замахала птичка крыльями, словно живая, подлетела к Власу, прямо на стол перед ним уселась и заворковала:

— Позабыл добрый молодец свою русалку, оставил её одну на речном берегу. Ждала она его, ждала, да сама за ним пришла. Загляни за печку!

И тут Влас словно ото сна очнулся. Вспомнил он про свою невесту, вскочил с лавки, за печь бросился, а там Марья сидит, тесто мнёт. Взял её добрый молодец за руку да повёл в родительский дом.

— Вот, – говорит, – моя суженая, и не нужно мне никакой другой!

Делать нечего, пришлось отцу с матерью смириться. Сыграли Влас с дочерью водяного свадьбу развесёлую да прожили в любви и согласии долгие-долгие годы.

Над сказкой работали

Ольга Комарова Автор адаптации

Ваш комментарий