Василий царевич и вихрь

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. Родили они троих сыновей – Ивана, Дмитрия и Василия. Когда дети были маленькими, случилось с их матерью несчастье. Вышла она как-то прогуляться в сад и не заметила, что погода начала портиться. Ушла царица далеко от дворца, когда вдруг затмила небо огромная грозовая туча, поднялся сильный ветер и деревья закачались. Побежала царица скорее обратно, но не успела: налетел вихрь и подхватил её. Закружил бедную женщину и понёс в неизвестном направлении. Увидал царь в окно, как летит его жена в ветряном вихре, выскочил из дворца и побежал вслед уносящейся воронке. Но не смог догнать её, ведь, как известно, быстрее ветра ничего нет...

Остался царь в одиночестве, а на руках у него – трое маленьких сыновей. Вложил он в них всю душу, окружил их заботой и любовью. Мальчики росли не по дням, а по часам, и радовали отца своими успехами. Когда превратились они из ребят в стройных молодцев, стало ими овладевать любопытство: где их родная мать? Пришли раз братья к отцу и спрашивают:

— Батюшка, у всех детей есть матери. Значит, и у нас должна быть. Если её на свете нет – сведи нас на её могилу, а если жива – скажи, где её искать.

— Рад бы я вам сказать, – отвечает царь, – да сам не знаю. Унёс вашу матушку злой вихрь, а куда, того никто не видел.

— Благослови нас, батюшка, на дальний путь. Пойдём мы матушку искать и без неё назад не воротимся.

Обнял царь каждого из сыновей и благословил их. Сели они на коней и поехали куда глаза глядят: старший брат – Иван царевич, средний брат – Дмитрий царевич, младший брат – Василий царевич. Долго ли, коротко ли ехали, но прискакали к подножию высокой горы. Хотели наверх взобраться – не получается. Ни деревца, ни кустика, ни выступа. Тут Василий царевич и говорит: «Оставайтесь тут, братцы, и ждите меня. Влезу я на гору, посмотрю, что там, и назад вернусь».

Полез Василий царевич наверх. Изо всех сил старается, за каждый камушек цепляется, на руках подтягивается. Несколько дней лез, но сумел добраться до вершины. Смотрит – кругом ровная поверхность и ничего на ней нет. Крикнул он братьям, чтобы ещё ждали, поклонился на все четыре стороны и пошёл вперёд. Шёл-шёл, вдруг видит впереди себя дом. А к крыльцу шесть львов золотыми цепями привязаны. Стоит перед ними большое пустое корыто, сверху ведро лежит. Попробовал Василий царевич пройти мимо львов, но они так грозно на него зарычали, что он остановился на месте. Взял он тогда ведро, пошёл воду искать. Набрёл на ручеёк, зачерпнул воды и назад понёс. Только успел в корыто вылить, как накинулись львы на воду: лакают жадно, не могут напиться. Как напились, так пропустили Василия. Вошёл он в дом и увидел прекрасную девушку. Сидит она на постели и волосы серебряным гребнем расчёсывает. Подняла девушка глаза на царевича и вскрикнула:

— Ты зачем сюда пожаловал, добрый молодец? Волею или неволею?

— Я своей волею пришёл, – отвечает Василий. – Матушку мою много лет назад злой вихрь унёс, и я ищу её по всему свету.

— Знаю, знаю я твою мать, – говорит ему девушка. – Пойдёшь к моей средней сестре, она поможет найти.

Но не спешит Василий царевич уходить: тепло и уютно в доме. Сели они за стол, стали кушать, разговаривать и веселиться. Рассказал царевич про своих братьев и посулил девушке старшего брата Ивана в мужья.

На другой день собрался Василий с утра пораньше и отправился к средней сестре. Шёл-шёл, увидел перед собой дом. К крыльцу восемь львов золотыми цепями привязаны, и один другого страшнее. Стоит перед ними корыто, но в нём нет ни крошки, только пустое ведро сверху наброшено. Взял Василий ведро, набрал воды из ручья и вылил в корыто. Набросились львы на воду, а царевич тем временем спокойно мимо них прошёл. Вошёл в дом, сидит там девушка – ещё прекраснее первой. Сидит она у окна и пряжу прядёт. Поклонился ей Василий и спрашивает:

— Не знаешь ли, милая девица, где моя мать, которую много лет назад злой вихрь унёс?

— Знаю, добрый молодец. Она с тем вихрем с тех пор и живёт, и никуда он её не выпускает, – отвечает средняя сестра.

— Как бы её найти?

— Сегодня отдохни, а завтра отправляйся к моей младшей сестре, она поможет.

Усадила она его за стол, накормила, напоила и стала обо всём расспрашивать. Рассказал ей Василий царевич, что есть у него средний брат Дмитрий, и посулил его девушке в мужья.

Наутро отправился он к младшей сестре. Пришёл к её дому, а возле него на золотых цепях десять львов сидят и зубами щёлкают. Стоит рядом пустое корыто с ведром. Принёс Василий воды, налил в корыто, залакали львы и пропустили царевича. Вошёл он в дом и увидел такую прекрасную девушку, что замер от восхищения. Спрашивает его девушка:

— Здравствуй, добрый молодец. Зачем ко мне в гости пожаловал?

— Здравствуй, милая красавица. Отправили меня к тебе твои сёстры, подсоби матушку родную найти.

— Знаю, знаю твою матушку. Живёт она в доме злого вихря, и никуда он её не выпускает. Повезёт тебе, если его дома не окажется. Ну а ежели застанешь – не выбраться тебе из его лап живым.

Поговорили они так и сели за стол ужинать. Влюбился Василий царевич в девушку без памяти и предложил ей стать его женой. Согласилась девушка, обручились они кольцами и дали друг другу клятву верности.

На другой день встал Василий спозаранку и пошёл мать искать. Прошёл немного, видит – стоит огромный дворец, украшенный драгоценными камнями, а у порога двенадцать львов на золотых цепях. Прошёл он мимо них, даже воды не дал, но львы его не тронули. Зашёл во дворец и увидел свою матушку. Сидит она на постели и узорчатое полотенце вышивает. Бросился к ней Василий царевич:

— Матушка родная, как же я по тебе скучал!

Но мать отстранилась от него и руками машет:

— Прочь, прочь! Кто ты такой и как посмел явиться сюда?

— Это я, твой младший сын Василий!

— У моего Василия примета была: родинка на правой груди, – говорит мать.

Тогда встал царевич, снял рубаху и показал, что на правой груди у него маленькая тёмная родинка. Заплакала мать, крепко обняла сына и запричитала:

— Милый ты мой, хороший... Напрасно ты сюда пришёл. Скоро прилетит злой вихрь, увидит тебя и унесёт в дальние дали!

— Не бойся, – отвечает Василий царевич. – Спрячь меня получше, авось вихрь и не узнает.

— Хорошо, только запомни мои слова: если вихрь браниться станет, ты сиди и помалкивай; если ласковые речи поведёт – выйди, скажи ему: «Здравствуй, батюшка!», а потом схвати за правый мизинец правой руки и лети туда, куда он полетит. Всё запомнил?

— Всё.

Спрятала мать сына под покрывалом, обложила подушками. Только успела последнюю подушку уложить, как вошёл в комнату вихрь.

— Фу-фу-фу, русским духом пахнет! Не иначе как кто-то приходил к тебе!

— Что ты! – отнекивается мать. – У нас во дворце уж сколько лет живой души не было. Ты, видно, по Руси налетался, вот тебе русский дух всюду и чудится.

Успокоился вихрь, стал ласковые речи говорить. Тут вылез Василий царевич из-под покрывала, произнёс: «Здравствуй, батюшка!» и ухватил вихря за правый мизинец правой руки. Рванул вихрь в сторону – Василий за ним. Вихрь в другую – царевич не отстаёт. Вылетели на кухню, во двор, за ворота – всюду вместе. Наконец взлетел вихрь высоко в небо и камнем упал вниз. Ударился об землю и рассыпался на мелкие песчинки, а колечко с мизинца у Василия в руках осталось. Положил он колечко в карман, песок сгрёб и за ворота кинул.

Стали собираться в обратный путь. Но затосковала мать по дому, к которому она давно привыкла. Жалко ей было покидать дворец, где она прожила много лет. Стал раздумывать Василий, как быть, а сам случайно колечко с руки на руку перебросил. Вдруг явились перед ним два молодца и спрашивают:

— Что угодно, хозяин?

— Поместите-ка этот дворец в яичную скорлупу! – сообразил Василий.

И глазом не успели моргнуть царевич и его мать, как оказался высоченный дом, украшенный драгоценными камнями, в маленькой яичной скорлупке. Махнул Василий рукой, чтобы молодцы и мать за ним шли, и направился к дому средней сестры. Там он приказал своим новым помощникам поместить второй дом в яичную скорлупку, а сестру с собой взял. По дороге захватили они и старшую сестру, а её дом в ту же скорлупку спрятали. Пошли все вместе.

Пришли к тому месту, где Василий царевич братьям кричал, чтобы ждали его. Посмотрел он вниз и зовёт Ивана да Дмитрия:

— Вы тут, братцы милые?

— Как же долго мы тебя ждали! – отвечают те.

— Держите канат крепче, сейчас мы слезать будем.

Сказал так Василий царевич и стал потихоньку мать с горы спускать. Как закончил, спустил старшую сестру. Увидели Иван и Дмитрий красавицу, начали спорить, кому она в жёны достанется. Тут кричит Василий сверху: «Не спорьте, здесь ещё есть!» И спустил среднюю сестру. Увидели её братья, начали драться. «Не деритесь! – кричит Василий. – Принимайте мою ненаглядную, а потом я сам слезу». Спустил он младшую сестру, с которой обручился, а братья взяли и перерезали канат.

Остался царевич один на горе. Постоял, постоял и назад пошёл. Пришёл к тому месту, где был дворец старшей сестры, перекинул колечко с руки на руку, и явились перед ним два молодца:

— Что угодно, хозяин?

— Достаньте из яичной скорлупы тот дом, что здесь раньше стоял.

Мигом собрали молодцы огромный дом. Вошёл Василий царевич внутрь и стал от скуки по всем комнатам ходить. Ходил-ходил, потом пришла ему в голову мысль: «А что если попросить молодцев снять его с горы и доставить в родной дом, к царю-батюшке?» Вызвал он помощников, велел им дворец обратно в скорлупу убрать, а себя перенести в родные места.

Исполнили они просьбу, и оказался Василий вновь в своём царстве. Поставил он на пустом месте дворец младшей сестры и стал в нём жить один–одинёшенек. Пожил немного и прослышал, что у сестёр, которых братья увели, ни платьев, ни башмаков не осталось, и живут они в отдельной комнате, не желая ни с кем разговаривать. Спрашивают у них Иван и Дмитрий, что им угодно, а девушки отвечают, что угодно вернуть Василия царевича, без него они ни за кого замуж не пойдут.

Вызвал тогда Василий своих молодцев-помощников и говорит: «Ступайте в царский дворец, будто вы торговцы. Захотят девушки у вас башмаки заказать, вы соглашайтесь, только мерок не снимайте».

Отправились молодцы во дворец. Завидели их сёстры с балкона, выбежали во двор и просят сшить им по две пары башмаков. Согласились молодцы, но мерки не стали снимать. Удивились девушки и решили узнать, что за чудной хозяин у этих торговцев.

— Как зовут вашего хозяина? – спрашивают.

А молодцы им в ответ:

— Не знаем мы ни фамилии, ни как по батюшке его кличут, а знаем только, что зовут его Василием.

Догадались сёстры, что это тот самый Василий, которому они помогли матушку найти, и пошли вместе с молодцами к нему в дом. Пришли, стали упрашивать его вернуться в родной дворец. Но Василий царевич был сильно зол на своих братьев и не хотел идти. В конце концов, сёстры уговорили его. Вернулся царевич во дворец, а Иван с Дмитрием ему в ноги бросились, прощения просят. Простил их Василий и велел созывать народ на весёлую свадьбу. Старшую сестру отдал за Ивана, среднюю – за Дмитрия, а сам женился на младшей сестре. Каждой вернул её дом вместе со львами на золотых цепях. Расселились братья со своими жёнами кто куда и стали с тех пор жить-поживать да добра наживать.

Над сказкой работали

Айгуль Ахметова Автор адаптации

Ваш комментарий