Ваня и журавль
У одного мужика был сын Ваня. Всем хорош – статный, смелый, да только умом не вышел. То и дело попадал он в смешные ситуации по своей глупости, и все соседи вокруг посмеивались над ним. Вот однажды вздумалось ему заиметь себе журавля. Просит Ваня отца:
— Съезди в город, купи мешок гороха и сеть.
— Да зачем тебе? – спрашивает отец.
— Буду журавля ловить.
Покачал мужик головой, да с сыном не поспоришь: уж очень упрям. Собрался и поехал. Купил в городе на ярмарке горох и сеть, привёз и отдаёт Ване: «На, лови свою птицу!»
Пошёл Ваня на поле, разбросал горох, сам притаился неподалёку и сеть приготовил. Через некоторое время прилетел журавль, начал горох клевать. Тут Ваня подкрался к нему и набросил сеть: журавль и попался. Захлопал крыльями, закричал, а вылететь не может. Тогда взмолился он:
— Отпусти меня, добрый молодец, а я тебе пригожусь.
— Да чем же? – спрашивает Ваня.
— Есть у меня волшебная скатерть. Стоит сказать: «А ну-ка, скатёрочка, развернись, раскатись, нас, людей хороших, угости!», как появятся на ней вкусные кушанья и напитки.
Протянул журавль Ване скатерть, Ваня и отпустил его. Собрал сеть, скатёрку за пазуху сунул и побежал домой. Но захотелось ему прежде с родной тёткой своим счастьем поделиться. Забежал он к ней и кричит:
— Тётушка, дома ли ты?
— Баню топлю, милый племянничек, – отвечает тётка со двора. – Заходи, располагайся.
Подождал Ваня её немного в избе и заскучал. «Дай-ка, – думает, – и я схожу попарюсь». Пошёл в баню, а тётка уже истопила и в дом собирается. Пошёл Ваня париться, а ей говорит:
— Я там, на лавке, скатёрку бросил. Не вздумай сказать: «А ну-ка, скатёрочка, развернись, расскатись, нас, людей хороших, угости!»
— Что ты, племянничек, я чужих веще не касаюсь.
А сама поскорее в избу побежала. Увидела скатерть, схватила её и произнесла волшебные слова. Появились тут разные кушанья да напитки. Поела тётка, потом эту скатерть спрятала, а взамен свою, старенькую, подложила. Вышел Ваня из бани, не заметил подмены, взял скатерть под мышку и пошёл домой.
Приходит и сразу к отцу:
— Батя! Иди по селу, созывай к нам на обед господ, купцов, богатых мужиков. Я их потчевать буду.
— Что ты, простофиля, мелешь? У нас на столе шаром покати! – возмущается отец.
— Ничего, я найду чем угостить.
Не стал мужик больше спорить, пошёл по соседям и позвал всех в гости. Уселись они за стол, а Ваня скатерть принёс. Положил перед ними и говорит: «А ну-ка, скатёрочка, развернись, раскатись, нас, людей хороших, угости!» Лежит тёткина скатерть как ни в чём не бывало, и ничего на ней не появляется. Посидели-посидели мужики, стали гневаться: «Зачем нас от дела отрываете, зовёте на пустой стол?» Так, ругаясь, и разошлись по домам.
Загоревал Ваня: «Ох, журавль меня обманул!» Взял сеть и снова на поле пошёл. Спрятался, сидит молчком, поджидает. Прилетел журавль, стал горох клевать. Набросил Ваня на него сеть, подбежал и кричит:
— Ты меня обманул, обычную скатерть подсунул! Теперь я тебя не выпущу.
Взмолился журавль:
— Пощади, добрый молодец! А я за это дам тебе коня.
— Да на что он мне?
— Этот конь не простой, а волшебный. Если сказать ему: «Топни, друг мой верный, одной ногой!», тотчас же из-под копыта медные деньги посыплются. Если скажешь: «Топни второй ногой!», посыплются серебряные монеты. Если золота захочешь, то говори: «Топни третьей ногой!» Ну а коли драгоценных камней не хватает, проси, чтобы четвёртой ногой топнул.
Загорелись у Вани глаза, отпустил он журавля, а коня взял под уздцы и повёл домой. По пути зашёл к тётке – похвастаться. А она баню топит. Решил Ваня перед тем, как домой идти, искупаться да попариться. Пошёл в баню, а тётке строго-настрого запретил перед конём волшебные слова произносить. Любопытно стало ей, побежала она в избу, а там и правда стоит серенькая невзрачная лошадь. Произнесла тётка заклинание, и из-под копыт посыпались деньги и самоцветы. Увела она эту лошадь в стойло, а взамен поставила свою, похожую.
Попарился Ваня, забрал коня и пошёл домой. Приходит и с порога заявляет:
— Ну, батя, я такую диковинку привёл! Век нас кормить будет. Созывай-ка гостей, хочу всем это чудо показать!
— Не осрамимся ли снова? – спрашивает отец.
— Нет, всё будет хорошо.
Пошёл мужик по соседям, позвал всех на диво дивное посмотреть. Столпились купцы да богатеи в крестьянской избе, ждут представления. И так и этак пробовал Ваня коня уговорить, но тот стоит себе, губами жуёт, хвостом помахивает, а денег не даёт. Подняли гости парня на смех: «Ты сначала сам зарабатывать научись, потом с коней спрашивай!»
Разозлился Ваня, побежал на поле, поймал журавля и кричит:
— Во второй раз обманула ты меня, коварная птица!
— Это не я, а тётка твоя против тебя помышляет, – говорит журавль. Дал Ване сумочку и учит:
— Если скажешь: «Двое из сумки, выходите!», появятся крепкие молодцы с палками в руках и всякого нехорошего человека от тебя отвадят.
Схватил Ваня сумочку, журавля выпустил на волю и к тётке побежал. Напросился в баню, а сумку на гвоздик повесил. Перед уходом наказывает: «Ни за что не произноси: «Двое из сумки, выходите!»
Не послушалась жадная тётка, произнесла волшебные слова. Тут же выскочили из сумки двое молодцев с палками в руках. Увидала их тётка, заголосила от страха. Прибежал Ваня и говорит:
— Сознавайся, ты моих коня и скатерть прикарманила?
Пришлось ей повиниться во всём и отдать то, что украла.
А Ваня взял свои вещи, пошёл домой и просит отца: «Созывай гостей, на этот раз я их точно удивлю!» Пригласил отец всех, кого знал. Сели гости за стол, вынул Ваня скатерть и говорит: «А ну-ка, скатёрочка, развернись, раскатись, нас, людей хороших, угости!» Вмиг появились разные блюда, одно другого вкуснее и жирнее. Налетели купцы, стали уминать за обе щёки. Наелись, за животы схватились:
— Ох, и спасибо тебе, Ванюшка, накормил ты нас на три дня вперёд.
— Это что! – смеётся парень. – Глядите, что у меня ещё есть.
Позвал всех на двор и вывел своего коня. «Топни, друг мой верный, одной ногой!» – кричит. Ударил конь копытом, а из-под него медяки так и посыпались. Ахнули купцы: «Такого чуда мы ещё не видывали!» А у самих глаза от жадности заблестели.
Ваня продолжает: «Топни, друг мой верный, другой ногой!» Ударил конь вторым копытом, и сверкнула под ним россыпь серебряных монет. Стали купцы тайком монеты тянуть: кто за пазуху спрячет, кто в шапку, а кто и просто за сапог засунет. Заметил это Ваня, но виду не подал.
«Топни третьей ногой!» – говорит. Брызнуло из-под копыта чистое золото. Побледнели купцы, а удержаться не могут. Горстями монеты гребут, в карманы засовывают.
Закричал Ваня: «Топни четвёртой ногой!» Как увидели гости драгоценные камни, совсем рассудок потеряли. Кинулись на богатство, кто быстрее. Образовалась куча мала: спорят, толкаются, каждый себе побольше взять хочет.
Рассердился Ваня, побежал в избу: «Двое из сумки, выходите!» Выскочили оттуда дюжие молодцы, с палками: «Кто здесь нашего хозяина обижает?» Повскакивали купцы, золото и серебро побросали и бросились бежать. Насилу успели за дверь выскочить.
Зажили отец с сыном с тех пор сытно и богато. Новый дом срубили, корову и поросят завели, мельницу поставили. А Ваня учиться пошёл.




