Царевна в свиной шкуре
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Дорофей с женой любимой Марьей да дочкой-красавицей Дарьей. Жили они, не тужили, только вот беда – сразил царицу тяжкий недуг. Перед смертью позвала царица мужа и наказ дала:
— Как схоронишь меня, долго не горюй, снова женись. Только такую супругу себе выбери, чтобы ей кольцо моё в самую пору пришлось.
Затем стала царица с дочкой прощаться:
— Много тебе испытаний в жизни предстоит, но ты ничего не бойся, будет и на твоей улице праздник. Если совсем тяжко придётся, ты ко мне на могилку приходи, о беде своей расскажи.
С этими словами закрыла царица глаза и преставилась.
Вот год прошёл, другой миновал, вспомнил Дорофей про жены наказ, поехал по соседним государствам новую супругу себе искать. Только никому колечко Марьино не подходит: одним мало, другим велико. Совсем уж царь отчаялся, решил до конца жизни вдовцом оставаться. А тут как-то Дарья шкатулку с маменькиными драгоценностями открыла и колечко заветное примерила. Пришлось оно девице в самую пору! Как увидел это отец, велел девице к свадьбе готовиться.
— Ты что, папенька! – закричала царевна. – Как же такое возможно! Да где же это видано, чтобы отцы на дочерях своих женились!
— Так матушка твоя перед смертью велела, – отвечает Дорофей. – Не могу я супругу любимую ослушаться!
Как стемнело, кинулась Дарья на маменькину могилу, стала слёзы лить, о беде своей рассказывать. Плакала, плакала и уснула. А ночью привиделся царевне сон, будто гладит её Марья по голове и говорит:
— Попроси батюшку, чтобы приказал сшить тебе платье, серебряными звёздами расшитое.
Рассказала Дарья отцу о своём желании, и на следующее утро чудесный наряд был готов. Снова царевна сумерек дождалась да к маменьке на могилу побежала, стала плакать да помощи просить. Рыдала девица, рыдала и уснула. А ночью привиделся царевне сон, будто гладит её Марья по голове и говорит:
— Попроси батюшку, чтобы приказал сшить тебе платье, золотыми лучами расшитое.
Рассказала Дарья отцу о своём желании, и на следующее утро чудесный наряд был готов. Что делать? Как из-под венца сбежать? Только смеркаться начало, опять царевна к маменьке на могилку пришла, стала слёзы лить, о беде своей рассказывать. Плакала, плакала и уснула. А ночью привиделся царевне сон, будто гладит её Марья по голове и говорит:
— Попроси батюшку, чтобы приказал он свиную кожу купить да на крыльце оставить. Как только ты тут шкуру на себя накинешь, вмиг в свинью превратишься, никто тебя не узнает. Забирай моё колечко, прихвати платья, звёздами да лучами расшитые, и беги из дворца, куда глаза глядят. А коли понадобится, пальцами щёлкни, и вмиг перед тобой повозка-самокатка появится, домчит она тебя туда, куда прикажешь.
Рассказала Дарья отцу о своём желании, и на следующее утро на крыльце лежала кожа самой лучшей свиноматки в округе. Как только стемнело, взяла девица колечко да чудесные платья, накинула шкуру, свиньёй обратилась и побрела, куда глаза глядят. Долго в тридевятом царстве, в тридесятом государстве царскую дочь искали, да так и не нашли.
С тех пор царевна в свиной шкуре по свету мыкалась, на чужих дворах питалась, от диких зверей в оврагах спасалась. Наконец, добралась Дарья до далёкого королевства. Заметил хрюшку отощавшую свинопас Егорка, забрал животинку в королевский свинарник. Отмыл он чушку, откормил, залоснилась тогда свинкина кожа, завился хвостик колечком. Бегает она целыми днями по двору, хрюкает довольно.
Вот устроился как-то королевич Еремей в беседке чаю испить. Только глоток сделать хотел, как хрюшка пятачком ему в ноги ткнулась. Рассердился Еремей, запустил в свинью блюдцем. Захрюкала животинка обиженно и в свинарник к Ерёмке убежала. А королевич велел карету запрячь да в церковь отправился. Едва он отбыл, свинья царевной обернулась, в платье, серебряными звёздами расшитое, облачилась, пальцами щёлкнула, села в повозку-самокатку и тоже в храм поехала. Встала девица в уголочке, зажгла свечку, и тут же наряд её заблестел, словно небо ночное. Смотрит народ на красавицу, дивится, а у Еремея аж дар речи пропал. Подошёл королевич к девушке и спрашивает:
— Откуда ты, прекрасная незнакомка? Я тебя в нашем королевстве не встречал!
— Я из того царства, – отвечает Дарья, – где в подданных блюдцами кидаются.
Задумался Еремей, а красавица из церкви выбежала, в повозку-самокатку уселась и была такова. Добралась она до королевского двора, свиную шкуру надела да к корыту направилась.
Приказал Еремей прекрасную незнакомку отыскать во что бы то ни стало. Все дома слуги его обошли, только так красавицы и не нашли. В следующее воскресенье снова королевич в беседке уселся, чаи распивает. А хрюшка тут как тут: подбежала да пятачком ему в ноги ткнулась. Рассердился Еремей, запустил в свинью чашкой. Захрюкала животинка обиженно и в свинарник к Ерёмке убежала. А королевич велел карету запрячь да в церковь отправился. Едва он отбыл, свинья царевной обернулась, в платье, золотыми лучами расшитое, облачилась, пальцами щёлкнула, села в повозку-самокатку и тоже в храм поехала. Встала девица в уголочке, зажгла свечку, и тут же наряд её заблестел, словно небо в солнечный день. Смотрит народ на красавицу, дивится, а у Еремея аж дар речи пропал. Подошёл королевич к девушке и спрашивает:
— Откуда ты, прекрасная незнакомка? Я тебя в нашем королевстве не встречал!
— Я из того царства, – отвечает Дарья, – где в подданных чашками кидаются.
Задумался Еремей, а царевна из церкви выбежала, в повозку-самокатку уселась и была такова. Добралась она до королевского двора, свиную шкуру надела да к корыту направилась.
Снова приказал Еремей незнакомку отыскать, только все дома слуги обошли, но красавицы так и не нашли. Уж как принялся королевич браниться! Пригрозил он каждый день по одному человеку казнить, ежели девушка не отыщется. Скинула тогда царевна свиную шкуру и предстала в человеческом обличье. Глянул на неё Еремей и признал ту самую красную девицу, что в церкви повстречал. Кинулся королевич на колени, принялся умолять:
— О, прекрасная незнакомка! С первого взгляда я в тебя влюбился! Выходи за меня замуж!
Вздохнула Дарья и отвечает:
— Нет в моём сердце для злых людей места! Ты меня пинал, блюдцами да чашками в меня кидал! Только свинопас меня жалел. Лучшего мужа мне и не надобно!
Схватила царевна Ерёмку за руку, пальцами щёлкнула, в повозку-самокатку усадила, только их и видели. Кинулись слуги в погоню, да куда уж там!
А Дарья со свинопасом на могилку к царице приехали, стала дочь матушке про жизнь свою рассказывать.
— Всё я про тебя знаю! – отвечает из-под земли Марья. – Достаточно ты, доченька, намыкалась! Пора тебе и в счастье пожить! Перекинь моё колечко с руки на руку, и увидишь, что будет.
Сделала царевна так, как матушка велела, и тут же оказались они с Ерёмкой в прекрасном дворце. На другой день сыграли молодые свадьбу и зажили в любви да согласии.




