Страда
Говорят, что старые люди мудры – долго ведь они на свете прожили, много чего повидали. Так-то оно так, да только не всегда. Вот в одной деревне семья жила: уж до преклонных годов муж с женой дожили, а большого ума так и не нажили. Старик Пафнутий ещё туда-сюда, худо-бедно кумекает. А старуха его Акулина вообще тетёха, дальше котелков своих с поварёшками ничего не видит.
Вот как-то по весне стала Акулина к Пафнутию приставать:
— Купи мне новый сарафан! Старый уж совсем ветхий стал, по швам вот-вот лопнет, стыдно перед соседками показаться! Да и тебе неплохо бы рубаху сменить, а то твоя больно уж линялая.
— Погоди, родимая, – отвечает старик, – сейчас не до обновок, больно уж много работы впереди предстоит. Мы ведь только-только пашню засеяли. Вот придёт страда, урожай уберём, тогда и будем деньги тратить – купим всё, что хочешь.
— Ладно, – вздохнула Акулина.
Ушёл старик поутру в поле, а старуха у окошка устроилась, стала страду высматривать – авось вот-вот появится? Сидит она, вдаль глядит, а сама-то и не знает, что это такое. У соседей спрашивать стыдно – засмеют ещё, чего доброго! Решила мужа дождаться да вечером поподробней про страду расспросить.
Вдруг в сенях что-то зашуршало, заскрипело, дверь отворилась, и на пороге незнакомец появился. Весь всклоченный, насупленный – сразу видно, что вор-лиходей!
— А ну-ка, старуха, отдавай деньги! – говорит грабитель грозно.
Задрожала Акулина, шепчет испуганно:
— Муж сказал, что не время сейчас. Вот придёт страда, тогда и будем деньги тратить, сарафаны да рубахи покупать.
Смекнул вор, что хозяйка умом недалёка, улыбнулся и говорит:
— Так я и есть тот самый Страда! Так что выкладывай свою заначку, будут тебе обновки!
Обрадовалась глупая старуха, отдала грабителю все деньги, что в доме припрятаны были. Забрал незнакомец добычу и был таков.
Вернулся вечером старик домой, а жена сидит радостная, улыбка с лица её не сходит.
— Что это ты Акулинушка, расцвела, как сирень в июне?
— Ой, Пафнутьюшка, дождались мы Страды! – отвечает старуха. – Приходил он к нам сегодня, пока ты в поле был, я ему все деньги и отдала! Вот теперь сижу, новых нарядов жду.
Понял старик, что их ограбили, принялся было жену ругать, да вовремя остановился – не время браниться, надо вора догонять да барыши свои выручать. Запряг он лошадку в телегу да помчался вдогонку.
Вот едет он по кочкам да ухабам, вдруг видит: впереди мужик какой-то идёт. Тут в голове Пафнутия план созрел: «Обгоню-ка я незнакомца, телегу на дороге оставлю, а сам спрячусь. Ежели это грабитель, то обязательно что-нибудь украдёт. А если добрый человек, то просто мимо пройдёт». Так старик и сделал: обогнул просеку, повозку с кобылой на тропинке оставил, а сам в кустах придорожных затаился.
Поравнялся незнакомец с телегой, по сторонам огляделся – нет никого. Запрыгнул он тогда в повозку, стеганул лошадку да прочь умчался, только его и видели. А Пафнутий из кустов выбрался, затылок почесал, вздохнул и домой поплёлся. Так и остались они с Акулиной без денег да без кобылы с повозкой. Пришлось старикам настоящей страды ждать, а до той поры у соседей в долг брать.




