Солдат Ерёма и анчутка
Служил в одном полку солдат Ерёма. Двадцать пять лет отечеству отдал, пора бы и на покой. Вот пришла пора расчёт получать, спрашивает служивый полковника:
— Ваше Высокоблагородие, а много ли денег я заработал?
— Какие такие деньги? – отвечает полковник. – Двадцать пять раз палкой тебя по спине ударю, вот и вся твоя награда.
Закручинился Ерёма, голову повесил, спину согнул да прочь из казармы пошёл. Идёт он и думает: «Эх, двадцать пять лет жизни я родину защищал, а за это только двадцать пять ударов палкой заработал. Отчего же такая несправедливость? На что же мне теперь жить? Хоть к нечистому иди!»
Только эта мысль в голове его пронеслась, как откуда ни возьмись, неведомое существо появилось: махонькое, лохматенькое, глазки, словно угольки горят.
— Ты кто ж такой будешь? – удивился солдат.
— Ты сам нечистого вспоминал, вот я и явился, – отвечает незнакомец. – Люди меня по-разному кличут: кто шишком, кто шишигой, кто бесёнком а кто анчуткой. Так что зови, как тебе нравится. Пошли ко мне жить!
— Эх, была не была! – вздохнул Ерёма, – Где наша не пропадала!
И только он так подумал, как вмиг очутился в какой-то избе. Комнат там много, все нараспашку, а одна заперта.
— Я по делам своим отлучусь, – говорит анчутка, – а ты обживайся. Везде ходить можешь, только в закрытую горницу не суйся.
С этими словами шишига исчез, а солдат стал осматриваться. Во все комнаты заглянул – ничего интересного. И так ему любопытно стало, что в запретной горнице делается! Отворил он дверь, а там девица сидит, пяльцы в руках держит, крестиком вышивает. Уж такая красавица что глаз не отвести!
— Ты кто ж такая будешь да что тут делаешь? – спрашивает Ерёма.
— Зовут меня Марфуша, – отвечает девушка. – Странствовала я по белому свету, лучшей доли искала. Год-другой промыкалась да анчутку повстречала, он меня и приютил. А ты кто таков?
— Я – солдат Ерёма. Двадцать пять лет государю прослужил, только ничего не заработал. Пошёл я куда глаза глядят, да тоже анчутку встретил. Он меня к себе и позвал. А давай уйдём отсюда, будем вместе жить!
— Что ж, давай!
Как вернулся шишига, рассказали ему Ерёма с Марфушей, что решили уйти. Отпустил их анчутка да сказал на прощанье:
— Коли тяжко вам придётся, меня зовите. Чем смогу – помогу.
Поблагодарили его солдат с девицей да отправились жильё себе искать. Нашли заброшенную избушку, в ней и поселились. А как воскресенье наступило, сходили в местную церковь, обвенчались. Через неделю вышила жена платочек да говорит мужу:
— Отнеси его царю Агафону, авось купит!
Пришёл Ерёма во дворец, показал товар государю. А тот как увидел рукоделие, аж руками всплеснул:
— Это кто же такую красоту сотворил? Так только бабушка моя вышивать умела!
— Это жены моей работа, – отвечает солдат.
Заплатил Агафон за платочек щедро, попросил ещё какое-нибудь рукоделие принести. На следующий день вышила Марфа кушак. Принёс его Ерёма царю, тот чуть не прослезился:
— Ну, надо же! Так только матушка моя вышивать умела!
Дал он солдату денег да попросил снова с товаром приходить. Вышила тогда Марфа полотенце, и его Ерёма государю отнёс. Тут уж Агафон в голос зарыдал:
— Это же надо! Так только сестрица моя вышивать умела!
Расплатился он с солдатом, а на следующий день сам в его дом отправился, чтобы посмотреть, что это за рукодельница такая объявилась. Как увидел он Марфушу, сразу в неё влюбился. Решил царь от Ерёмы избавиться, а жену его во дворец забрать.
— Марфушенька на славу потрудилась! – говорит Агафон. – Теперь пусть отдохнёт, а ты, солдат, службу мне сослужи! Отправляйся-ка в дальние страны да принеси мне то, незнамо что! Да побыстрее!
Закручинился Ерёма, да ничего не поделаешь: он человек служивый, привык приказам подчиняться. Долго солдат по чужим государствам скитался, только так и не смог найти того, что царь пожелал. И когда совсем уж было отчаялся, вспомнил он про дружка своего лохматенького.
— Анчутка, миленький, помоги! – взмолился Ерёма.
И тут же перед ним, словно из-под земли, шишига появился.
— Отчего ты, служивый, невесел? Почему буйную голову повесил?
— Да как же мне не горевать? – отвечает солдат. – Отправил меня царь в дальние страны искать то, незнамо что. Я уж полсвета исходил, только так и не нашёл то, что государю нужно.
— Дык и не найдёшь, коли он сам не знает, чего хочет.
— Что же мне делать? Как с пустыми руками на родину возвращаться? Отберёт у меня Агафон жену любимую да самого со свету сживёт.
— Ну, это мы ещё посмотрим! Я за твой воротник заберусь да вместо тебя говорить буду, а ты только рот разевай!
Только шишига слова эти произнёс, как очутился Ерёма в царском дворце.
— Ну что, принёс то, незнамо что? – спрашивает государь.
Открыл Ерёма рот, а анчутка за него вещает:
— Позови-ка, царь, своих генералов и увидишь, что будет.
Только в комнату вояки вошли, как полетели их головы с плеч. Стоят генералы, за шеи схватились, ничего понять не могут. А Агафон от страха аж заикаться начал:
— Ерррёмушка, верни всё ннназад, кккак бббыло!
И тут же головы генеральские снова на плечах оказались.
— Так-то, царь-батюшка! Коли будешь нам жить спокойно мешать, полетит и твоя голова с плеч!
Приказал государь для солдата с женой богатые хоромы отстроить, денег им из царской казны выделил да в покое оставил. Стали Ерёма с Марфушей жить-поживать, добра наживать. А анчутка по своим делам отправился: хорошим людям помогать, а злых наказывать.




