Среда
Села Авдотья вечером во вторник прясть. Уж смеркаться начало, а работа не закончена. Вот время за полночь перевалило, устала девица, решила спать лечь, а поутру пораньше встать да початки допрясть. Отложила гребень в сторону, не перекрестилась, прошептала только:
— Матушка Среда, помоги мне работу побыстрее доделать.
С тем и заснула. Посреди ночи проснулась девица от того, что в избе кто-то возится. Открыла глаза и видит: лучина в светце горит, печка топится, а по хате баба какая-то туда-сюда топчется, дрова в топку подбрасывает. Испугалась Авдотья, лепечет еле слышно:
— Ты кто такая? Зачем в дом мой явилась?
Подбоченилась баба да отвечает:
— Тю! Да я ж Среда! Ты меня сама на помощь звала, вот я и пришла! Все нитки допряла да холсты выткала, пора белить! Печка уж затоплена, котлы готовы. Сходи-ка на реку, воды принеси!
А сама сердито глядит, глаза так и сверкают. Не посмела девица гостью ослушаться, схватила вёдра и шмыг за порог. А на улице ночь непроглядная, хоть глаза выколи! Боязно Авдотье на реку в темень такую идти, решила она у соседки переждать, пока светать не начнёт. Постучалась в избу, что напротив, отворила ей бабка Матрёна и спрашивает:
— Ты чего это, девонька, в такую рань поднялась? Отчего тебе не спится?
— Ой, бабушка, пришла ко мне Среда, все нитки допряла, холсты выткала, печку затопила, котлы подготовила, а меня за водой отправила. Только страшно мне в такую темнотищу на реку идти. Можно я у тебя посижу, утра дождусь?
— Ох, милая! – запричитала старушка. – Видать, ты на ночь не перекрестилась, Среду позвала, вот она и явилась. Только никакая это не баба, а злая нечисть! Беды от неё больше, чем помощи! Она тебя или в печке сварит, или холстом удавит!
— Ой, что же мне делать? – не на шутку испугалась Авдотья.
— Ты домой иди, – учит соседка, – у крыльца громко вёдрами стучи да причитай во весь голос: «Вот горе, так горе! Погорели на реке Срединские дети!» Выскочит гостья твоя из избы, ты сразу в хату прошмыгни, дверь покрепче запри да засов перекрести. Как поймёт Среда, что ты её обманула, станет стучаться, в дом проситься. Только ты не пускай, молитву читай! Тогда нечисть отступится.
Поступила девица так, как бабка Матрёна велела, Среда и сгинула. С тех пор Авдотья никогда на ночь креститься не забывала, никаких незнакомок на помощь не зазывала, сама свою работу выполняла и с Божьей помощью всё успевала.




