Семеро братьев
Жил-был царь, и был у него сын Иван. Когда исполнилось ему восемнадцать лет, стал он проситься у отца поехать по миру да поискать себе невесту. Согласился царь, отпустил сына. А чтобы не попал тот в какую-нибудь беду, отправил вместе с ним родного дядьку.
Изъездили они всё государство, много разных девушек повидал Иван, но ни одна ему в душу не запала. Решили тогда ехать в тридесятое королевство. Сели на корабль и поплыли по синему морю.
А правил тридесятым королевством добрый и хороший король. Очень любил он своих дочерей и мечтал выдать их замуж за смелых и сильных молодцев. Как узнал об этом Иван, сразу ко дворцу направился. Пришёл и говорит: «Ваше величество, хочу я жениться на одной из ваших дочек».
Обрадовался правитель, принял царевича и его дядьку с почестями и уважением. Велел накрыть стол и приготовить самые вкусные кушанья. Вот поели гости, отдохнули, и стал их король расспрашивать, откуда они едут и какого роду-племени. А сёстры встали из-за стола и ушли в свою спальню – посудачить. Вот Иван потихоньку и говорит дядьке: «Когда все уснут, подкрадёмся к дверям и послушаем, что они про меня говорят».
Наступил вечер, и все, кто был во дворце, пошли укладываться спать. Дождались царевич с дядькой тишины, подобрались к самым дверям спальни и стали слушать.
— Если бы меня Иван замуж взял, – шепчет старшая королевна, – я бы из одной ниточки сшила ему рубашку и штаны...
Остановила её средняя сестра и говорит:
— А если бы Иван на мне женился, я бы ему из одного клубочка связала кафтан и шаровары.
Тут вступила в разговор младшая:
— Эх, вы! Вот если бы я за Ивана пошла, то родила б ему шестерых сыновей-богатырей, а седьмого – Ивана Премудрого: ручки по локоть в золоте, ножки по колено в серебре и на каждом волоске по сверкающей жемчужинке.
Послушал царевич и говорит: «Ну всё, дядька, завтра я себе невесту высватаю».
Наступило утро. Пришёл Иван к королю и просит: «Отдай за меня старшую дочь». Согласился царь, созвал народ, устроил пышную свадьбу. Пировали с неделю. После Иван и говорит жене:
— Слышал я, что обещала ты из одной ниточки сшить для меня рубаху и штаны. Вот тебе ниточка, приступай к работе.
Заволновалась старшая королевна: не то что из нитки, а и из катушки ничего сшить не сумеет. Стала отговариваться:
— Мало ли о чём девицы судачат! Это я просто так сболтнула.
Разозлился царевич, отправил её в монастырь. Пришёл к королю и сватает среднюю дочь. Выдал король и её замуж за Ивана. Попировали на свадебке, муж и спрашивает:
— Не ты ли обещала из одного клубочка связать мне кафтан и шаровары?
— Я, – отвечает жена. – Однако это невозможно. Разве ты, Иван, сам не понимаешь?
Рассердился царевич, отправил и эту девицу в монастырь. Сватает третью королевну, самую младшую. Отдал её король, обручились молодые и поехали к родителям Ивана. Сделалась королевна царицей, а Иван – царём. Стали вместе жить, друг дружке радоваться. Всё у них хорошо, всё ладно. Любит царевич жену всем сердцем, и она в нём души не чает. Только старшие сёстры начали люто завидовать младшей и от зависти решили её погубить. Стали выжидать день, когда царь из дворца надолго уедет.
Между тем, время шло, и царица забеременела. Дождались сёстры подходящего дня и явились к младшей в гости. Принялись причитать да приговаривать:
— Милая сестрица, тебе, наверное, тяжело ходить? Как же ты без помощницы справляешься? Есть у нас одна бабушка, очень славная, мы её к тебе пришлём, чтобы помогала тебе с домашними делами справляться.
— Хорошо, – отвечает царица, – пришлите.
Через некоторое время приехала старушка и стала за беременной ходить. А перед самыми родами подмешала в напиток какой-то порошок и дала царице выпить. Тотчас уснула царица и родила во сне двух мальчиков: ручки по локоть в золоте, ножки по колено в серебре и на каждой волосинке жемчужинка сверкает. Забрала старушка детей себе, а вместо них завернула котёнка и щеночка и отнесла царю.
— Кого это ты мне притащила? – нахмурился тот. – Где мои дети?
— Не гневайся, батюшка, да только жена твоя кота и собаку родила.
Пришёл Иван в бешенство. Ругал жену на чём свет стоит, а она плакала и молила о пощаде. На первый раз решил он её простить. Стали дальше жить.
Через некоторое время забеременела царица снова. Узнали об этом королевны и снова приехали во дворец.
— Ну что, хорошо ты в прошлый раз родила? – спрашивают её.
— Да, сестрицы, совсем ничего не почувствовала.
— Вот видишь, какую славную бабушку мы к тебе прислали! Нынче опять пришлём.
— Ох, сестрицы, может быть, не нужно? – сомневается царица. А те на своём стоят: надо, и точка.
Приехала старушка, подсыпала царице порошок в напиток и усыпила её. Родила царица двух мальчиков: ручки по локоть в золоте, ножки по колено в серебре и на каждой волосинке жемчужинка сверкает. Спрятала старушка детей, а в пелёнку завернула мышонка и лягушонка. Принесла царю, показывает. Всплеснул руками Иван, за голову схватился: «Где это видано, чтобы царская жена вместо детей мышей и лягушек приносила!» Хотел наказать царицу, но она так горько заплакала, что его сердце сжалось. Простил он жену и во второй раз.
Через некоторое время забеременела царица снова. Приехали к ней генеральши и сенаторши и говорят:
— Надо бы тебе сменить старушку перед родами.
— Это мне сестрицы насоветовали, – отвечает царица.
— Да они тебя ненавидят, твоему счастью завидуют!
Опустила глаза царица. Всё понимает, а родным сёстрам отказать не может.
В третий раз приехала к ней старушка и снова усыпила колдовским зельем. Родила царица троих мальчиков: ручки по локоть в золоте, ножки по колено в серебре и на каждой волосинке жемчужинка сверкает. Два сына были как все дети, а третий – Иван Премудрый. Взяла старушка двоих мальчиков, а Иван Премудрый успел у матери за пазухой схорониться. Завернула в пелёнки вместо них двух зверьков и понесла царю.
Как увидел Иван, что жена ему в третий раз неизвестно кого принесла, рассердился, закричал, чтобы посадили царицу в бочку, облили бочку смолой и бросили в синее море. Уговаривали его генеральши и сенаторши простить жену, да куда там! И слышать Иван ничего не хочет. Пришлось слугам исполнить его приказ. Села царица в бочку, а сыночек у неё за пазухой лежал, и никто его не увидел. Закрыли бочку крышкой, сверху смолой облили и пустили по воде.
Несколько дней и ночей плыли пленники по волнам. За это время вырос Иван Премудрый так, что стало ему тесно. Решил он во весь рост подняться. Расправил плечи, руками в крышку упёрся и стал на ноги подниматься. Захрустела бочка, затрещала и лопнула. Смотрят царица с сыном: а они у самого берега в воде плещутся. Стали грести изо всех сил и выплыли на сушу.
Тут поднялся сильный ветер, сгустились тучи и пошёл дождь. Озябла царица, дрожит, зубами стучит. Побежал Иван Премудрый по берегу, разыскал огня и принёс матери:
— Погрейся, матушка, а я пока в лес схожу, поищу чего-нибудь.
— Хорошо, сынок, только будь осторожен.
Пошёл Иван Премудрый по тропинке и прошёл через весь лес. Увидел поле, потом озеро, наконец добрался до маленького домика. Заглянул внутрь – никого. «Ну, – думает, – сейчас поищу какой-нибудь еды». Стал в печке шарить, в шкафу – везде пусто. Вдруг услышал шаги во дворе и спрятался под лавку.
Входит в избу седовласый старик и в руке дубинку держит. Сел за стол, ударил ею об пол и сказал: «Ну-ка, дубинка, развернись!» Тотчас на столе появились разные блюда и напитки. Принялся старик есть да похваливать. Наелся, напился, потом лёг на лавку и захрапел.
Сидит Иван Премудрый под лавкой и думает: «Вот бы мне ту дубинку!» Подождал немного, потом вылез потихоньку из-под лавки, схватил дубинку и бежать. Пробежал мимо озера, через поле, вдруг навстречу ему мужичок. Несёт на плече топор.
— Здорово! Что несёшь? – спрашивает Иван Премудрый.
— Да вот, волшебный топор. Взмахнёшь им, и появится новенький дом.
— Мужик, отдай мне его, а я тебе взамен волшебную дубинку. Любых кушаний с ней отведать сможешь!
— Что ж, давай поменяемся, – согласился мужик.
Обменялись они, и пошёл Иван Премудрый дальше. Немного отошёл, говорит:
— Топорик, топорик, нельзя ли мне дубинку обратно вернуть?
— Отчего нельзя? Можно!
Сказал так топор и полетел за мужиком. Припугнул его, отнял дубинку и отнёс Ивану Премудрому.
Вот вернулся сын к тому месту, где мать оставил, а она совсем обессилела от голода. Лежит на песке, закрыв глаза. Растолкал её сын, показывает дубинку и топор.
— Что же нам с ними делать? – удивляется царица.
— А вот гляди, матушка!
Взмахнул топором: вырос на берегу огромный дворец с золотой крышей. Вошли они внутрь, а там такое убранство, какого и в царских хоромах не видывали! Полы хрустальные, расписными коврами покрыты, стены в сверкающих алмазах, на окнах атласные занавески, и кругом всё сияет волшебным светом...
Стукнул Иван Премудрый дубинкой об пол, и появились на столе пироги, супы, мясо! Сели царица с сыном и наелись досыта. Потом пошёл царевич к морю и велел топору выстроить широкую пристань, чтобы могли к ним заморские корабли заплывать.
Легли мать с сыном спать, а утром слышат: волны плещутся как-то по-особенному. Вышли на крыльцо и видят, что плывёт к ним большой корабль. Причалил корабль, высыпали купцы на берег: «Что за диво? Раньше тут и птица не пролетала, и зверь не проскакивал, а нынче шикарный дворец стоит с пристанью!» Приглашает Иван их к себе в дом: «Проходите, добрые люди, погостите у нас».
Расположились купцы во дворце, отдохнули, отведали кушаний. Стал их Иван Премудрый спрашивать:
— Откуда вы плывёте и куда направляетесь?
— Отправил нас царь в соседнее государство, поискать соболей, куниц и лисиц, – рассказывают купцы, – да только ничего нам найти не удалось. Вот и плывём с пустыми руками домой. Как-то нас царь примет...
— Оставайтесь у меня до завтра, я вам лучших соболей и лисиц подарю!
Подивились купцы такому обещанию, но решили остаться. Вечером легли спать, а Иван Премудрый вышел на крыльцо и говорит дубинке и топору: «Подите разыщите мне и куниц, и соболей, да таких, чтобы лучше во всём мире не было!»
Утром проснулись гости, а хозяин со зверьём в руках у двери стоит. Посмотрели купцы, потрогали зверей и говорят:
— Сколько мы по морям и странам ездили, а таких отменных соболей нигде не встречали! Что просишь за них, добрый человек?
— Берите так, отдаю даром, – отвечает Иван Премудрый. – Только возьмите меня с собой и довезите до вашего государства.
Привезли его купцы на родину, он поблагодарил их, попрощался и пошёл восвояси. А сам потихонечку вернулся, превратился в муху и сел одному купцу на плечо. Вот пришёл купец к царю на поклон и рассказывает:
— Не вели, батюшка, казнить, а вели слово молвить. Были мы за синим морем, искали для тебя лучших зверей, но ничего не нашли. А на обратном пути заехали в гости к одному молодцу и диву дались! Живёт тот молодец вместе с матушкой на острове посреди моря, и дворец у них выше и красивее твоего. Заночевали мы там ночь, а наутро подарил нам хозяин вот этих соболей и куниц...
Заинтересовался царь и спрашивает:
— Долго ли до того острова плыть?
— Дня два, не более.
— Снаряжайте корабль, я сейчас же туда отправлюсь!
А королевны – царицыны сёстры – в это время во дворце гостили. Услышали они про доброго молодца с матерью, живущих посреди моря, и сразу смекнули, о ком речь идёт. Стали они царя уговаривать:
— Не стоит и время тратить, батюшка! Подумаешь, куницы! Где вы их не видали? Отправляйтесь лучше с нами, мы вас в небывалое место отвезём и покажем расчудесных заморских котов...
— Что ж, – отвечает царь, – воля ваша. На остров в другой раз съезжу.
Собрался и поехал вместе с королевнами.
А Иван Премудрый отлетел подальше и превратился снова в человека. Приказал он дубинке и топору, чтобы отнесли его домой, и вмиг очутился рядом со своей матушкой. Не стал он ей ничего рассказывать, только перед сном вышел на крыльцо и молвил: «Дубинка и топор, друзья мои верные, сделайте так, чтобы те заморские коты у меня были!»
На другой день проснулся Иван Премудрый, а в доме бегают заморские коты, да такие ладные и пушистые, каких во всём свете не сыскать. Пошёл на пристань, смотрит: какой-то корабль к ним заворачивает. Причалили купцы, глазам не верят: ещё недавно тут ничего не было, а сейчас дворец стоит и добрый молодец с матерью живёт, хозяйством заправляет. Стал их Иван Премудрый в гости звать на денёк-другой. Согласились купцы, отдохнули, переночевали, а когда стали уезжать, хозяин подарил им куниц, соболей, лисиц и заморских котов.
Повезли купцы всё это добро царю. А Иван Премудрый с ними поплыл: дескать, ему в город по делам нужно. Приплыл, попрощался, отошёл на сто шагов и мухой оборотился. Сел на плечо к старшему купцу и притаился.
Вот приносит купец подарки царю, в пояс кланяется. Принял царь дары и удивляется:
— Где вы таких хороших котов достали?
— Это всё у одного молодца, что на острове со своей матушкой живёт. У них там всего вдоволь!
— Разворачивайте корабль, поедемте на остров! – всполошился царь. Как услышали те речи королевны, принялись вокруг него приплясывать:
— Куда ты спешишь, батюшка? Успеется! Лучше пойдём с нами, мы тебе покажем райскую птичку, которая умеет хвалебные песни петь, тебя, государя, прославлять...
— Вы в прошлый раз котов обещали, да ничего не показали... – не верит царь.
— Коты те убежали, а птицы не смогут: они в клетках сидят.
Сдался царь, согласился повременить с поездкой. А Иван Премудрый вернулся на остров и велел топору и дубинке добыть ему райских птиц.
На следующий день проходили мимо новые корабли. Зазвал Иван Премудрый купцов в гости, подарил им соболей, котов и птиц, а они отвезли всё это царю. Потом обернулся мухой и сел на плечо одного купца.
Стал купец царя подарками удивлять и рассказал про чудный остров. Собрался было царь ехать, но снова отговорили его коварные королевны: «Отложите поездку, батюшка, есть у нас для вас сюрприз. Пойдёмте с нами, и мы покажем вам шестерых мальчиков: ручки по локоть в серебре, ножки по колено в золоте и на каждой волосинке жемчужинка сверкает». Задумался царь про своих собственных детей, которых ему жена принесла, и так горько ему стало...
Тут не смог Иван Премудрый сдержаться, злость в нём так и вскипела! Подлетел он и ужалил сестёр. Схватилась одна за глаз, другая за голову: «Ох, наверное, мы на солнце долго стояли, что-то нам нехорошо!» Так, охая, и ушли в дом. А Иван вернулся к матушке, и легли они спать.
Наутро попросил сын испечь ему шесть лепёшек. Взял их и, обернувшись мухой, полетел ко дворцу. Разыскал старушку, что у его матери роды принимала и детей пеленала. Подлетел к окошечку, смотрит: сидит колдунья у печки, а подле неё его родные братья бегают, резвятся. Потом встала она, открыла дверь и выпустила их погулять на двор. Тут Иван Премудрый обернулся человеком, встал за дом и оттуда братьям лепёшку кинул. Съели они, он вторую кинул. Так все и покидал. Едят мальчики, приговаривают: «Вот вкуснота! Будто маменькины руки пекли...» Тут увидели Ивана Премудрого и закричали: «Братец родимый!» Подбежал он к ним, обнял и велел дубинке и топору перенести их семерых к матушке на остров.
Как увидела матушка своих сыновей, тотчас всех узнала. Залилась она слезами, а мальчики говорят: «Младшего благодари, маменька! Это он нас от заточения спас и к тебе привёл».
Спрашивает их царица:
— Видел ли вас отец?
— Нет, – отвечают братья. – Тётеньки собирались привести его к нам, но свалились: одна с глазом мучается, другая с головой. Лежат в постели, не встают.
Вдруг послышался плеск волн. Пошёл Иван Премудрый на пристань, а это чужестранные корабли к его дворцу заворачивают. Радушно принял хозяин купцов, показал им своё хозяйство, много подарков надарил. Но больше всего удивлялись купцы мальчикам, у которых ручки по локоть в золоте, ножки по колено в серебре и на каждой волосинке жемчужинка сверкает.
Как приплыли купцы к царю, так обо всём и рассказали. Велел царь снарядить корабль и поехал на остров, чтобы посмотреть на все чудеса своими глазами. Вышла к нему царица навстречу, а впереди семь мальчиков бегут, похожих на него, как две капли воды... Упал царь на колени, заплакал, попросил у жены и детей прощения и обещал больше никогда их в обиду не давать. А потом послал слугу домой с приказом: выгнать королевен и старушку вон из государства, чтобы не смели больше и носа в его владения показывать.
До самого утра никто во дворце спать не ложился. Разговаривали – не могли наговориться. Наутро хотел было царь корабль готовить, чтобы всем вместе домой плыть, а Иван Премудрый говорит: «Не нужно, батюшка. Мы и без корабля там окажемся». Взмахнул дубинкой и топором и молвил: «А ну-ка, верные мои друзья, перенесите домой всех нас и дворец впридачу да не забудьте соболей, котов заморских и райских птиц!»
В тот же миг оказались они в славном государстве царя Ивана. Собрался весь люд, какой был, на царских сыновей поглядеть, а сам он велел задать отменный пир на весь мир. Стали есть и веселиться, танцевать и песни петь. И по сей день живут в радости и мире.




