Про сироту Митюшу и колдунью
Жил-был сирота Митюша, скитался по белому свету, людским подаянием жил. Повстречались ему как-то по дороге мужики, взяли с собой. Вот едут они через лесок, а на пути расщелина. Спешились путники, думают, как бы её объехать. А Митюша глянул вниз да как закричит:
— Дяденьки! Посмотрите, какие камушки в ущелье сияют!
Присмотрелись мужики, и правда: на дне расщелины камни драгоценные лежат, всеми цветами радуги переливаются. Сняли дядьки ремни, между собой их связали да спустили Митюшу в ущелье. Набрал парнишка самоцветов полные карманы, подняли его мужики наверх, камни отобрали да уехали, а пацанёнка одного оставили.
Побрёл сирота куда глаза глядят. Долго ли шёл, коротко ли, пока не добрался до ветхой избушки. Постучался – никто не отворяет. Толкнул тогда Митюша дверь, она и открылась. Зашёл мальчонка в горницу, а на столе просвирочка лежит да кувшинчик с водой стоит. Погрыз паренёк хлебец, водички попил, а ничего не убыло. Прожил так сирота в избушке три дня, просвирку ел, воду пил, а они как были нетронутыми, так и остались.
Вот наскучила Митюше такая жизнь, решил он дальше странствовать. Целую неделю по лесам да по полям бродил, совсем заплутал. А на исходе седьмого дня снова в той же избушке оказался. Только на этот раз отворил ему дверь старичок седенький.
— Ну что, гость дорогой, вернулся? – спрашивает хозяин.
— Да, дедушка, – отвечает Митюша. – Ноги меня сами в твой дом привели. Разреши мне у тебя пожить!
— Ну что ж, живи! Только в подпол не спускайся.
Зажили пацанёнок со старичком вдвоём: в лес на охоту ходили, рыбу удили, просвирочку ели да воду пили. Вот отправился как-то хозяин на дальние луга, Митюшу одного на хозяйстве оставил. А парнишке уж так любопытно: что там такое в подполе находится, что ему видеть нельзя? Потянул он за крышку в полу, а оттуда чёрная голубица как выпорхнет! Подхватила она паренька за шиворот да унесла на высокую скалу. На самой вершине ударилась птица о камень и превратилась в страшную колдунью: нос крючком, нога костяная, а на спине горб огромный.
— Ха-ха-ха! – смеётся ведьма. – За то, что из плена меня освободил, не стану тебя жизни лишать. Будешь теперь у меня жить, верой да правдой служить!
И настали для Митюши тяжёлые деньки: непосильной работой колдунья его нагружала, с горы спускаться не разрешала. Работал мальчонка от зари до зари, а за труды свои даже благодарности не получал. Стал он чахнуть не по дням, а по часам – вот-вот Богу душу отдаст.
Видит колдунья, что толку от работника всё меньше и меньше, только зря хлеб ест. Решила тогда ведьма Митюшу отпустить, но с условием: пусть так спрячется, чтобы она его ни за что не нашла! Ударилась волшебница о камень, чёрной голубицей обернулась, в клюв паренька подхватила да со скалы спустила.
Вот бредёт Митюша, не знает, где бы ему схорониться. Сел на пенёк, заплакал навзрыд. Тут откуда ни возьмись ворона. На веточку уселась, стала парнишку расспрашивать:
— Что с тобой приключилось? Отчего слёзы горькие льёшь?
Рассказал Митюша птице о своих злоключениях да снова зарыдал. Подхватила тогда ворона паренька и в гнездо своё на высокую ель унесла.
— Здесь, – говорит, – тебя колдунья не сыщет.
А ведьма сидит на скале, усмехается. Достала она волшебное зеркало, глянула в него и увидела, где парнишка прячется. Чёрной голубицей обернулась, до вороньего гнезда долетела, за шиворот Митюшу подхватила и снова на высокую скалу в своё логово забрала. Принялся мальчонка колдунью умолять ещё одну попытку ему дать. Смилостивилась волшебница, отпустила пленника.
Вот бредёт Митюша, не знает, где бы ему схорониться. Сел на речном бережке, заплакал навзрыд. Тут из заводи цапля приковыляла. Рядом остановилась, стала парнишку расспрашивать:
— Что с тобой приключилось? Отчего слёзы горькие льёшь?
Рассказал Митюша птице о своих злоключениях да снова зарыдал. Подхватила тогда цапля паренька и в камыши густые унесла.
— Тут, – говорит, – тебя колдунья не сыщет.
А ведьма сидит на скале, ухмыляется. Достала она волшебное зеркало, глянула в него и увидела, где парнишка прячется. Чёрной голубицей обернулась, до камышей долетела, за шиворот Митюшу подхватила и снова на высокую скалу в своё логово забрала. Опять принялся сирота колдунью умолять третью попытку ему дать.
— Так и быть, – отвечает волшебница. – Но этот раз будет последним! Коли я тебя отыщу, навсегда у себя оставлю!
Спустила она паренька со скалы, а сама прочь улетела. И снова Митюша побрёл куда глаза глядят. Сел у озера, заплакал навзрыд. А тут девица-красавица полотно полоскать пришла. Подошла к парнишке, принялась расспрашивать:
— Что с тобой приключилось? Отчего слёзы горькие льёшь?
Рассказал Митюша девушке о своих злоключениях да снова зарыдал.
— Полезай, – говорит красавица, – в мою корзину! Я это полотно своими руками ткала, всю душу в работу вкладывала. Авось, тебя колдунья не сыщет.
Достала ведьма волшебное зеркало, смотрела в него, смотрела, да так ничего и не увидела. Оставила она Митюшу в покое, а девица его к себе жить позвала. Стал парнишка своей спасительнице не по принуждению, а по доброй воле помогать. А когда подрос, сыграли добрый молодец с красной девицей свадьбу и зажили в мире да согласии.




