Про Кузьму и жену-колдунью
Жил-был в одной деревушке крестьянин Кузьма. Как пришла пора, женился он на соседке, стали молодые жить-поживать да добра наживать. Только не знал Кузьма, что жена его колдовской силой обладает да извести его мечтает. Вот поссорились как-то супруги, разобиделась молодуха не на шутку, топнула ногой и говорит:
— Был ты, Кузьма, молодцом, а теперь стань псом!
И в ту же минуту у мужа хвост вырос, всё тело шерстью покрылось, опустился он на четвереньки и в собаку превратился. Залаял пёс и прочь со двора. Добежал до дороги, сел у обочины, стал думать, как ему дальше жить.
А тут мимо купеческий обоз проезжает. Прибился к нему пёс, ни на шаг не отходит. Не стал купец пёсика отгонять, накормил, напоил, да в своё село увёз. Назвал его Кузькой, обоз охранять оставил. А тут как раз ночью воры объявились: подкрались они к крайней телеге и давай товар в мешки засовывать. Нагребли добра столько, что и унести не могут. Только Кузька тут как тут: запрыгнул одному воришке на закорки, на землю его повалил и не отпускает. Испугались подельники да сбежали, аж пятки засверкали. Наутро пришёл купец обоз проверить и видит: на земле человек незнакомый еле живой от страха лежит, на нём пёс сидит, а вокруг мешки с товаром разбросаны. Похвалил хозяин своего охранника, стал его ещё лучше кормить, а воришку в полицейский околоток отвёл.
Через неделю проезжал мимо купеческого обоза помещик, устал с дороги, попросился на ночлег. Перед сном спрашивает:
— Что же ты, купец, товар свой без присмотра оставляешь? Разворуют же!
— Э, нет! – улыбается хозяин. – У меня Кузька есть! С ним ни один вор не страшен.
— Какой такой Кузька?
— Да пёсик косматый. Прибился ко мне по дороге, когда я из города ехал. Теперь каждую ночь службу справно несёт – ежели кто на моё добро позарится, он вмиг схватит да держит до тех пор, пока я не приду.
Загорелись у помещика глаза, больно уж ему захотелось такого же охранника иметь. Стал он к купцу приставать – продай да продай. Наконец, выторговал Кузьку за пятьсот рублей, забрал его в свой город.
Вот отправился как-то помещик на базар да пса с собой взял. Ходят они меж рядов, к товарам прицениваются. А тут губернатор как раз прибыл: решил проверить, как городские полицейские службу несут, надёжно ли честной люд охраняют. Подошёл он к одному прилавку и незаметно платочек кружевной умыкнул. Положил его в карман да к выходу отправился. Только Кузьку-то не проведёшь: кинулся он к губернатору, преградил ему дорогу, рычит, скалится, пройти не даёт. Тут и полицейские подоспели, принялись пса отгонять. А губернатор не велит, охранникам пеняет:
— Что же вы, служивые, совсем чуйку потеряли? Я у вас из-под носа с прилавка платочек стащил, а вы и не заметили. Если бы не этот пёс, так и ушёл бы я, за товар не заплатив.
Склонил полицейские головы, а губернатор Кузьку за ухом почесал да сторговал его у помещика за тысячу рублей. Привёл собаку в свою псарню, на довольствие поставил. Только не приняли новичка старожилы хвостатые: всяк укусить норовит, еду отбирает.
«Эх, на что мне такая жизнь сдалась? – думает Кузька. – Лучше-ка я в свою деревеньку подамся. Авось, жена меня давно простила да обратно в человека превратит?»
Прибежал пёс в родную станицу, только супруга ему совсем не рада. Топнула она ногой и говорит:
— Был ты, Кузьма, псом, а теперь стань воробьём!
Едва она эти слова произнесла, как у мужа клюв вырос да перья появились. Взмахнул он крыльями и прочь улетел.
Долго птаха несчастная по лесам да по полям порхала, пока не добралась до старого овина. Заглянул воробышек в щель под крышей, а внутри пшеницы видимо-невидимо. Забрался тогда пернатый в овин, стал зерно клевать. Зазевался воробей и не заметил, как в сачок угодил. Поймал гостя незваного старичок седенький, держит в ладошке да приговаривает:
— Не бойся, желторотик! Я ведь не простой дедок, а волшебник. Вижу, что не воробей ты никакой, а добрый молодец. Заколдовала тебя злая жена: сначала в пса превратила, а потом в птаху небесную. Не будет тебе с ней счастья, гони её прочь!
А потом выдернул старичок волосок из бороды седой и прошептал:
— Был ты Кузьма, воробьем, а теперь стань молодцом!
И тут же птица серокрылая в доброго молодца превратилась. Дал ему старик волшебную палочку и наказывает:
— Как домой явишься, дотронься этой палочкой до жены своей и скажи: «Была ты молодицей, а теперь стань кобылицей!»
Поблагодарил Кузьма дедушку, вернулся в родную деревню, а супруга уж его у ворот встречает: подбоченилась, насупилась. Только хотела ногой топнуть за заклинание произнести, как Кузьма дотронулся до неё волшебной палочкой и говорит:
— Была ты молодицей, а теперь стань кобылицей!
Едва он эти слова произнёс, как превратилась злая баба в лошадь гнедую, заржала и прочь умчалась. Так и бегает она до сих пор по лесам да по полям, а Кузьма на доброй девушке женился, нарожали они детишек и живут в любви да согласии.




