Про купеческую дочь Анфису
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был купец Аким, дочку Анфису растил, очень её любил. Вот отправился как-то отец за море по торговым делам, а за дочкой попросил приказчика Потапа присматривать.
Только Аким за порог, как приказчик начал к Анфисе с предложениями крамольными приставать:
— Больно уж ты мне, красавица, по нраву. Только купец не позволит дочке своей за приказчика замуж выйти. Давай, пока батюшка твой в отъезде, сбежим отсюда!
А Анфиса – дочь благочестивая, не соглашается:
— Не пойду я против отцовской воли, да и не люб ты мне вовсе!
Разозлился Потап, написал купцу письмо лживое: «Распутничает наследница твоя, никакого слада с ней нет!» Как прочёл Аким это послание, отправил приказчику ответную весточку: «Раз дочь имя отца своего позорит, не место ей в купеческой семье! Гони распутницу прочь поганой метлой!» Показал Потап Анфисе батюшкино письмо и выставил девушку из дома.
Долго купеческая дочка по болотам да по лесным чащам бродила, пока совсем не заплутала. Холодно ей, голодно, а из леса дремучего никак выбраться не может. Вот, наконец, показалась сквозь бурелом полянка, а на ней дом большой с расписными ставнями. Постучалась Анфиса – никто не отпирает. Толкнула тогда девушка дверь, та и отворилась. Зашла купеческая дочь в избу, осмотрелась – никого. Заглянула гостья незваная в печку, а там курочка жареная лежит. Не удержалась Анфиса, оторвала крылышко и съела.
Вдруг послышался снаружи шум да гам. Едва красная девица в подпол спрятаться успела, как вошли в дом семь богатырей. Сложили они в сенях клинки свои острые, умылись да за стол уселись. Достали из печи курочку, а она без крылышка.
— Что за гость к нам пожаловал? – удивились хозяева. – Коли старец седой – будь нам батюшкой. Если старушка – стань матушкой. Ежели юноша пришёл, назовём тебя братцем, ну а коли девица – будь нам сестрицей.
Выбралась Анфиса из подпола, рассказала добрым молодцам о своих странствиях. Пожалели богатыри красавицу.
— Мы, – говорят, – дома редко появляемся. По разным городам да весям странствуем. Кому наша помощь требуется, того и защищаем. Оставайся у нас, будешь за домом приглядывать да хозяйство вести.
На том и порешили. Стала Анфиса у богатырей жить: в дальние походы их провожала, а когда добрые молодцы возвращались, хлебом да солью их встречала. Жили они, не тужили, пока не прослышал о том приказчик Потап. Пошёл он к старой колдунье и говорит:
— Хотел я с купеческой дочкой сбежать, так он воспротивилась. Решил я тогда со свету её сжить, думал, что сгинет в лесах да болотах, а она живёт себе, здравствует. Как бы так сделать, чтобы Анфиса совсем сгинула?
— Коли ручку мне позолотишь, навсегда я девицу ненавистную успокою, не увидит она больше света белого, – отвечает ведьма.
Заплатил приказчик колдунье щедро, обрядилась она старой нищенкой и отправилось в лесную глушь к богатырям. Добрые молодцы как раз в отлучке были, а Анфиса по дому хлопотала. Стала старуха милостыню просить, красная девица её в избу пустила, накормила, напоила да с собой целую котомку пирожков наложила. Поблагодарила колдунья добрую девушку и подарила ей колечко медное. Только старушка за порог, как купеческая дочь то колечко на палец надела и тут же замертво рухнула.
Вернулись богатыри домой, а сестрица их названая лежит на полу, не дышит. Ох, и горевали добрые молодцы! Долго они плакали, только разве ж слезами горю поможешь? Выстроили хозяева во дворе беседку резную, положили в неё Анфису бездыханную, каждый день к ней приходили, цветы приносили. А тут пошёл враг на соседнее царство войной, и отправились богатыри на помощь.
День так прошёл, другой миновал. Охотился как-то в тех краях королевич Борислав и набрёл на беседку. Увидел он красавицу бездыханную, и такая жалость сердце его пронзила! «Негоже, – думает, – что девица тут одна лежит. Надобно её схоронить честь по чести». Приказал королевич бедняжку во дворец свой отвезти да в последний путь с почестями проводить. Стали служанки несчастную обмывать да обряжать, сняли с пальца её колечко, и тут же купеческая очнулась. Испугались девушки, заголосили, прибежал Борислав на крик. Как увидел незнакомку живую да невредимую, сразу в неё влюбился. Рассказала ему Анфиса, как батюшка велел её из дома прогнать, как она у семи богатырей жила, да как старая нищенка колечко ей медное подарила. Позвал тогда Борислав красавицу замуж, сыграли они свадьбу да зажили в мире и согласии.
Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Вот отправился королевич по делам в дальние страны, а жене наказал ждать его верно. Осталась Анфиса во дворце. День за днём мужа ждёт-пождёт, а он всё никак не возвращается. И опять такая же история, как с приказчиком Потапом повторилась: стал за девушкой генерал ухаживать, а когда она ему отказала, отправился он к королевичу да рассказал, что, мол, жёнушка тебя позабыла, на соседских царевичей засматривается. Осерчал Борислав и в ответном послании велел прогнать неверную супругу из королевства.
Вот бредёт Анфиса куда глаза глядят, в сердце её злоба кипит. «Это как же так? – думает девица. – Второй раз я жертвой наветов становлюсь! Сначала приказчик меня оклеветал, теперь генерал! Надобно отцу да мужу глаза открыть, а лгунов наказать!» Остригла она волосы, выпросила у пастушка одежонку старенькую, мальчишкой переоделась и отправилась в то царство, где когда-то с батюшкой жила. Пока она до родины добиралась, муж её дела завершил да вместе с генералом в своё королевство отправился. Остановились они на постой в доме купца Акима. Сидят себе, ужинают, а тут во дворе пастуший рожок заиграл. Идёт по дорожке мальчонка босоногий, песенку наигрывает. Не узнал Борислав в пастушке стриженом жену свою, подозвал его и говорит:
— Расскажи-ка нам сказочку, а то что-то мы заскучали.
— Хорошо, – отвечает Анфиса, – буду я рассказывать, а тот, кто меня перебьёт, пусть сто рублей платит!
Вот уселись хозяин с приказчиком, королевич с генералом, ещё и колдунья в гости пожаловала, стали все вместе пастушка слушать. Затянул мальчонка рассказ:
— В некотором царстве, в некотором государстве, именно в том, в котором мы живём, был купец Аким. Дочку Анфису он растил, очень её любил. Вот отправился как-то отец за море по торговым делам, а за дочкой попросил приказчика Потапа присматривать. Только Аким за порог, как приказчик давай к Анфисе с предложениями крамольными приставать.
Тут Потап не сдержался, пастушка прервал, закричал:
— Неправда!
— Раз ты меня перебил, гони сто рублей! – говорит мальчонка и сказку сказывать продолжает. – Велел тогда батюшка дочку прогнать, поселилась она в лесу у семи богатырей. А потом злая колдунья к ней пришла, колечко принесла. Как надела Анфиса то колечко, сразу и преставилась.
— Неправда! – закричала ведьма.
— Раз ты меня перебила, гони сто рублей! – говорит пастушок и снова рассказывать продолжает. – Нашёл девицу бездыханную королевич Борислав. Оживил её, в жёны взял. Как уехал государь, принялся генерал девушку обхаживать. Не добился взаимности и оболгал.
Тут генерал как вскочит:
— Неправда!
— Раз ты меня перебил, гони сто рублей! – говорит пастушок и дальше продолжает. – Приказал королевич жену свою прогнать. Обрезала она косы русые, ходит теперь по чужим дворам, сказочки рассказывает.
И на этих словах словно пелена с глаз Борислава спала. Присмотрелся он и узнал в пастушке жену свою любимую! Тут и купец Аким прозрел: то ведь доченька его родненькая! Кинулись они Анфису обнимать-целовать, прощения просить. А потом повелел королевич приказчика с колдуньей да генералом в тюрьму посадить и до конца дней своих не выпускать. С тех пор зажили они с купеческой дочерью в любви да согласии, никто им больше не докучал, слухов лживых не распускал.




