Про хитрую старушку
Жила-была в одном селе старушка Ефросинья – уж такая хитрющая, каких поискать! Отправила она как-то внучка своего на пастбище да велела лошадку одну потихоньку умыкнуть, в лесочке к кусточку привязать да место запомнить. Сделал парнишка так, как бабушка велела, рассказал, где кобылка спрятана.
Вот пригнали пастухи табун с пастбища, а одной лошади не хватает. Хозяин туда, сюда – нигде его гнедухи нет! Бегает, сокрушается, а тут навстречу ему Ефросинья бредёт:
— Что, соседушка, мечешься? Али горе какое приключилось?
— Ой, бабуля, беда так беда! Пропала моя лошадка-кормилица, на чём же я буду поле боронить да сено возить?
— Не печалься, родимый, я тебе помогу: о том, где кобылка твоя, расскажу.
Отвернулась старушка, пошептала что-то себе под нос, на ладошки поплевала, а потом и говорит:
— Стоит твоя лошадушка в кленовом лесочке, привязана бедняжка к смородиновому кусточку.
Кинулся мужик в лес, отыскал свою кобылку, ох уж и обрадовался! Отблагодарил он Ефросинью, чем мог, да всем соседям о ведунье рассказал.
Через неделю подговорила старушка внучка своего курочку с соседнего подворья умыкнуть да спрятать, а потом гусочку, овечку, тёлочку... И каждый раз хозяевам рассказывала, где пропажа их находится.
Разнеслась слава о старой ведунье на всю округу. Прослышал про то барин Пафнутий, велел Ефросинью к нему привезти. Накормил старушку, напоил, а потом и говорит:
— Говорят, бабушка, ты любую пропажу отыскать можешь? Не зря тебя в народе ведуньей считают!
Струхнула Ефросинья: она-то ничего такого не ведает, сама всё подстраивает. Только как же в этом барину признаться?
— М-м-м-могу... – шепчет в ответ.
— Пропал у меня ларчик с украшениями фамильными. Отыщи-ка мои драгоценности! Коли найдёшь, награжу тебя щедро. А ежели не справишься, велю с позором тебя из села выгнать.
Отвели Ефросинью в горницу, где ларчик хранился, там и оставили. Испугалась старушка не на шутку: одно дело самой прятать да отыскивать, и совсем другое дело то найти, что неведомо кто взял. Вот ходит она по светёлке взад-вперёд, под нос себе поговорку нашёптывает:
— Ой, побьют Фому за Ерёмину вину… Ой, побьют Фому за Ерёмину вину…
А ларчик-то у барина повар Фома с лакеем Ерёмой украли, в курятнике схоронили. Притаились они у дверей да подслушивают, что там старуха бормочет. Как услышали свои имена, испугались: подумали, что бабка-ведунья про их проделки прознала. Ввалились они в горницу, в ноги старушке кинулись:
— Ох, бабушка, каемся! Это мы ларчик с драгоценностями украли, бес попутал! Прости ты нас, грешников! Не говори ничего барину! Он нас за воровство со свету сживёт! А мы тебе за молчание по сто рублей заплатим!
Прищурилась Ефросинья, смекнула, что и на этом деле поживиться можно:
— Согласна! Ну и где же вы ларчик хозяйский припрятали?
— Так ты же ведунья, сама догадаться можешь! – ответили воришки да прочь из светёлки, затаились у дверей, стали подслушивать.
А старушка опять взад-вперёд ходит, поговорки нашёптывает:
— Ой, что же я наделала-то… Петух орал, да в щи попал… Ох, поспешила я… Курицу не поймала, а уже ощипала…
И снова Фома с Ерёмой подумали, что бабка волшебству обучена – иначе как она про курятник прознала? Ввалились повар с лакеем в светёлку, в ноги старушке кинулись:
— Верим, верим, бабушка! Всё-то ты знаешь! И впрямь ларчик в курятнике под насестом лежит. Не выдавай нас хозяину!
Обрадовалась Ефросинья такой удаче:
— Ладно, так уж и быть, выкуп платите да барина зовите!
Побежали воришки за деньгами, расплатились с ведуньей, а потом хозяина привели.
— Лежит, батюшка, твой ларчик в курятнике под насестом, – говорит хитрая старушка.
— И кто же его украл?
— Так чёрт приходил, он и утащил.
Пошёл барин в курятник, нашёл свои драгоценности, а потом решил ещё раз ведунью испытать:
— Награжу я тебя бабушка, щедро, как и обещал. Только сначала отужинай со мной. Пока повар курочку жарить будет, ты в горнице посиди, отдохни.
Отвели старушку в светёлку, а барин велел вместо курицы ворону зажарить. Вот подали ужин, позвали гостью к столу. А Ефросинья-то никогда прежде такого богатого убранства не видала. Как вошла в светлицу, принялась поговорки себе под нос нашёптывать:
— Ой, залетела ворона в барские хоромы… Ох, знает и ворона, что нужна оборона…
Как услышал это барин, подумал, что ведунья про ворону зажаренную прознала. Велел он тогда настоящую курицу подать. Накормил Ефросинью, напоил, а потом с почестями да наградой щедрой домой отпустил. Так и прожила хитрая старушка свой век в сытости да достатке.




