Попадья и корабельщик
Жили-были поп с попадьёй. Попадья была красавицей, и все на неё заглядывались. Извёлся поп от ревности и решил спрятать свою жену, чтобы никто не мог неё смотреть. Вырыл он под землёй большую яму, посадил туда попадью и на тяжёлый замок закрыл. Так и стали они жить: поп в доме, а жена – в подземелье. Ходил он к ней, кормил и назад возвращался. Надоело попадье в неволе томиться, возненавидела она своего мужа, а как из ямы выбраться – не знает.
Вот однажды приехал в тот город корабельщик и попросился к одной старухе на квартиру. Приняла она его радушно, комнату выделила. Отдохнул корабельщик с дороги, а старуха его к столу зовёт. Сели, поужинали и разговорились.
— Устал я, бабушка, в холостяках ходить и хочу жениться, – говорит корабельщик. – Но сколько мест ни объездил, нигде не могу себе девушку по сердцу найти.
— У нашего попа жена – загляденье! – рассказывает старуха. – И умна, и добра, и собой хороша.
Захотелось корабельщику повидать попадью, и стал он просить помочь ему устроить свидание.
— Это задача непростая, – говорит старуха. – Поп свою жену взаперти держит и никуда не выпускает. Ну да ладно, что-нибудь придумаю.
На следующий день пришла она к попадье в гости. Говорит ей поп: «Хорошо, что ты пришла, бабка. Мне в церковь пора, а жене с тобой веселее будет». Запер он обеих в подземелье и ушёл.
Рассказала старуха попадье про корабельщика:
— Сватается он к тебе и хочет повидаться.
— Я согласна, – отвечает попадья, – только как это сделать?
— Не переживай, что-нибудь придумаю.
Через некоторое время вернулся поп со службы и выпустил старуху. Пришла она домой и сразу к корабельщику: «Вели своим работникам вырыть длинный ров от моего дома к поповскому подземелью». Позвал корабельщик мастеров, взялись они за лопаты и за два дня прорыли под землёй коридор, по которому можно было вдвоём пройти.
Как дело было закончено, пошла старуха к попу. Пришла и зовёт его:
— Не откажи, батюшка, обвенчай моего постояльца с его невестой Машенькой. Они нас в доме ждут. Только не удивляйся: Машенька страсть как на твою жену похожа.
— Что ж, пойдём, – отвечает поп. Велел жене сидеть тихо, ещё раз проверил замок на прочность и ушёл. Повела его старуха, а сама еле-еле плетётся, будто ей идти тяжело. Пока они шли, попадья переоделась в другое платье и побежала по рву в старухин дом. Прибежала, взялись они с корабельщиком за руки и стоят, не могут наглядеться друг на друга. А тут и поп со старухой подоспели.
Как взглянул поп на Машеньку, так рот и открыл от изумления.
— Это моя жена! – кричит.
— Что вы, батюшка, – отвечает попадья. – Меня Марьей звать, я замуж за своего жениха выхожу, а вас я в первые вижу.
Побежал поп домой, чтобы жену проверить. А она тем временем пустилась по рву прямиком в подземелье. Пришла раньше мужа, переоделась в своё старое платье и ждёт его. Залетел поп в подземелье, смотрит: сидит попадья, как ни в чём не бывало, и чай пьёт. «Чего ты, с ума сошёл? Напугал меня!» – говорит жена. Почесал поп затылок, обратно побрёл. Вернулся в старухин дом и согласился обвенчать молодых.
Пошли они в церковь. Начал поп венчать, ещё раз пристально на невесту посмотрел и не сдержался:
— Да ведь это моя жена!
— Какая ж твоя, когда это моя Марьюшка? – сурово отвечает ему корабельщик. – Венчай нас, батюшка, скорее.
Ничего не поделаешь, пришлось обвенчать. После этого распрощались молодые со старухой и направились к кораблю, что у берега стоял, дожидался. Пришёл поп домой, отворил замок, зовёт жену. А попадьи давно след простыл. Понял он, что обвели его вокруг пальца, жутко разозлился и помчался снова к старухе. Стучал-стучал в дверь, но никто ему не открыл: молодые старуху с собой в плавание забрали. Затопал поп ногами во гневе, бросился на берег, а корабля уж и не видно, только точка вдали мелькает. Вот так вот и остался поп без жены, потому что любовь на чёрную ревность променял.




