Подземная страна
В некотором царстве, в некотором государстве жил царь. И была у него дочь-красавица. Каждую ночь пропадала она неизвестно куда, а наутро возвращалась. Пробовали царь с царицей дознаться до правды, но дочь ничего не рассказывала. И служанки выведывали у неё, и подруги, и женихи, которые свататься приезжали, только молчала царевна, будто и не про неё речь шла. Отчаялся царь её загадку разгадать и выпустил указ: «Кто подглядит за царевной и узнает, куда она по ночам исчезает, да мне доложит, тому я её в жёны отдам и полцарства подарю! А кто возьмётся тайну раскрыть и не справится – понесёт наказание».
Побежали глашатаи по всем городам и сёлам и раструбили указ царя. Начали с того дня во дворец разные принцы и князья съезжаться, а то и простые люди приходили. Всякому хотелось царевну и полцарства получить. Однако так никто и не смог узнать, куда царская дочь ночами ходит. Уже сотня добрых молодцев томились во дворцовых темницах: всех, кто брался за дело и терпел неудачу, царь безжалостно сажал за решётку.
Служил в то время в одном полку солдат. Однажды надоели ему скучные солдатские будни, и решил он уйти с караула. Взял ружьишко и пошёл куда глаза глядят. Шёл целый день, под вечер забрёл в лес. Идёт, смотрит: на одной полянке трое леших спорят.
— Бог в помощь! – поприветствовал их солдат.
— Здравствуй, служивый, – отвечают лешие. – Не поможешь ли ты нам одну трудную задачку решить?
— Если смогу – помогу.
— Тогда слушай. Достались нам три волшебные вещи: скатерть-самобранка, ковёр-самолёт и шапка-невидимка. Каждому из нас хочется взять себе и то, и другое, и третье. Битый час спорим, а поделить не можем. Подскажи, как нам быть?
Подумал солдат, потом провёл сапогом черту на земле и говорит:
— Становитесь вот у этой черты и ждите. Как выстрелю я из ружья, пускайтесь бегом за пулей. Кто мне её первым принесёт, тот пусть и забирает себе все три вещи.
— Мы согласны, – закивали лешие.
Встали они рядком, а солдат взял да и повернул ружьё дулом назад. Только успел выстрелить, леших уже и след простыл: помчались что есть сил за пулею, а она-то в другую сторону полетела! Посмеялся солдат, потом надел шапку-невидимку, скатерть под мышку сунул, сел на ковёр-самолёт и полетел над лесом.
Прилетел в то государство, где царевна по ночам неизвестно куда уходила. Сложил волшебные вещи в свою походную сумку, пришёл к царю и говорит:
— Возьмусь я узнать, куда твоя дочь ходит. Только вели мне караулить не одну ночь, а три.
— Будь по-твоему, – согласился царь. – Но помни: если не справишься – сидеть тебе в темнице до скончания веку.
Вечером привели солдата в спальню царской дочери. Эта комната была разделена надвое: в одной половине спала царевна, а другая предназначалась для караульщика. Вот зашёл солдат на свою сторону, разделся и будто бы спать собирается. Вдруг входит к нему царевна, стакан воды подаёт: «Выпей, служивый, ты с дороги умаялся». Взял солдат воду, поблагодарил, а потом отвернулся и потихоньку вылил её из стакана. Он ведь сразу догадался, что то не вода была, а сонное зелье. Подал царевне пустой стакан, зевнул и завалился на кровать, будто бы его крепкий сон сморил. Ушла царевна на свою половину, а сама через шторку на него посматривает. Лежит солдат, храпит, губами причмокивает: никто бы не догадался, что он притворяется.
Убедилась царевна, что караульщик уснул, и произнесла тихим голосом: «Слуги мои верные, принесите мне двенадцать пар ботинок и двенадцать пар чулок». Тотчас перед ней появилось всё, что она просила. Оделась-обулась царевна, нажала на пружинку около своей кровати, и открылся в полу вход в подполье. Увидал это солдат, быстренько вынул из сумки шапку-невидимку, надел её и последовал за царевной. Спустились они в подполье по небольшой лестнице, смотрит солдат: лежит на земле большая плита. Подняла её царевна двумя руками, и показалась за плитой ещё одна лестница, уходящая вниз. Пошла царевна по ступенькам, а солдат потихонечку за ней.
Спустились до самого низу, и открылась перед ними огромная подземная страна. Солнца здесь не было, но кругом светили фонари и всё было хорошо видно. Побежала царская дочь к подземному царю, солдат еле поспевал за ней. Добежали до сада. Растут в нём яблони и другие деревья, но все – из чистой меди. Сорвал солдат медное яблоко и в свою сумку положил. Тут зазвонили колокола, пушки застреляли, поднялся громкий шум. Не смогла царевна в медный сай пройти, и пришлось ей обратно поворачивать. Побежал солдат впереди неё и первым по лестнице поднялся. Зашёл на свою половину спальни, снял шапку-невидимку и лёг на кровать, будто никуда с этого места и не трогался. Поглядела на него царевна и сказала вполголоса: «Спи, спи, служивый. Через два дня мой батюшка тебя в темницу засадит».
Рано утром встал солдат и потребовал себе еды, квасу, сладкого. Сердятся слуги, а подносят угощения. Ничего не поделаешь, у него с царём уговор: три дня солдат во дворце живёт, за царевной следит и имеет право на почести.
Вечером подала ему царская дочь стакан воды перед сном, он сделал вид, что выпил, а сам за плечо вылил. Упал на кровать и притворился спящим. Позвала царевна тихонько своих слуг: «Принесите мне двенадцать пар ботинок и двенадцать пар чулок». Как доставили ей всё, она оделась-обулась и нажала на пружинку около кровати. Открылся вход в подземелье, она и пошла вниз по лестнице. Тем временем солдат уже шапку-невидимку нацепил и за ней последовал. Прошли одну лестницу, вступили на другую. Одолели и эту и оказались в подземной стране.
Побежала царевна к подземному царю. Солдат за её спиной несётся, не отстаёт. Пробежали медный сад, оказались перед серебряным. Всё в нём из чистого серебра: и кусты, и трава, и яблони. Схватил солдат одно яблоко, в сумку спрятал. Тут зазвонили колокола, застреляли пушки, и закрылся перед царевной вход в серебряный сад. Вынуждена она была обратно повернуть. Побежал солдат впереди неё, первым по лестнице поднялся, шапку-невидимку сбросил и в кровать упал. Лежит, посапывает, точно сто лет назад уснул. Посмотрела на него царевна через шторку и думает: «Спи, спи, служивый. Завтра батюшка тебя в темницу отправит».
Утром только продрал солдат глаза, так сразу же еды себе затребовал. Скрипят слуги зубами от злости, но делать нечего, приходится караульщику угождать. Накормили его, напоили и весь день развлекали, как могли.
Вечером приходит царевна на его половину, в третий раз стакан воды подаёт. Не утерпел солдат и отпил немного, а остальное вылил. Тут же упал он на кровать и заснул. Пошла царевна на свою половину, вызвала слуг, взяла у них ботинки и чулки и спустилась по лестнице в подполье, а оттуда – в подземную страну.
Минуты через три проснулся солдат, понял, что проспал, надел поскорее свою шапку-невидимку и побежал за царевной. Одолел первую лестницу, увидел большую плиту. Стал её поднимать, а она такая тяжёлая, что одному и не управиться. «Как царская дочь её в одиночку переворачивала?» – думает. Потом передохнул, собрался с силами, взялся обеими руками и рванул плиту вверх. Открылся под ней вход на лестницу. Помчался солдат по ступенькам: бежит, через одну, через две перепрыгивает. Наконец оказался в подземной стране. Осмотрелся: царевны нигде нет. Пошёл вперёд, увидел перед собой сначала медный сад, потом серебряный. Ещё немного прошёл и наткнулся на вход в золотой сад. Всё было в нём из золота: и деревья, и плоды. Однако и в этом саду царевны уже не было. «Наверное, успела проскочить», – подумал солдат. Взял и сорвал яблоко с ветки.
Зазвонили колокола, застреляли пушки, поднялась тревога. Но поскольку царская дочь уже прошла через золотой сад, то задержать её никто не мог, а солдат в своей шапке-невидимке и вовсе незамеченным прошмыгнул.
Вдруг увидел он впереди высокую гору. Пригляделся, а она из чистого хрусталя. Гладкая, прозрачная и на солнце сверкает. Взбирается на ту гору царевна. Нелегко ей вверх ползти, но старается она изо всех сил. Подбежал солдат к подножию и тоже наверх полез. Так вдвоём до вершины и добрались.
Встала царевна, отдышалась и говорит: «Явись ко мне, волшебная карета! Явись без осей, без колёс, а просто так – по воздуху!» Тотчас из ниоткуда появилась большая золотая карета. Села царевна на сиденье, а солдат в уголочке примостился. Полетели они к заморскому царю.
Встретил заморский царь свою гостью радушно, приветливо. Взял за белые ручки и спрашивает:
— Почему же ты, душенька, ко мне два дня не приходила?
— Да твои слуги, что сады охраняют, меня не пускали!
— Я сегодня же прикажу сменить всех слуг, – сказал царь, а потом повёл царевну в свой дворец. Солдат за ними последовал.
Пришли в комнату, сели за стол. Смотрит солдат: стол от богатых угощений чуть не ломится. Достал заморский царь из шкафчика кувшин с квасом и велит ему: «Ну-ка, кувшинчик, наливай!» Стал кувшинчик сам в стаканы квас разливать. Царевне налил, царю налил, не обошёл и солдата.
— Душенька, нас ведь двое, – говорит царь, – кого ж третьего кувшинчик угощает?
— Не знаю, я к тебе одна прилетела, – отвечает царевна. – Да только всю дорогу чудилось мне, будто в уголке кареты кто-то скребётся.
— Ну ладно, пойдём теперь со мной, – подаёт ей руку царь. – Какой я тебе наряд к свадьбе приготовил!
Повёл её в другую комнату и вынул из шкафа платье, расшитое алмазной нитью, и серебряные туфельки. «Ах, какая красота!» – воскликнула царевна. Полюбовалась нарядом и сложила обратно. Стала царевна с заморским царём беседовать, а солдат неслышно к шкафчику подошёл, взял оттуда платье и туфельки и к себе в сумку положил.
— Душенька, – говорит царь, – больше тебе не придётся ко мне тайком приходить. Сегодня мы с тобой наконец-то повенчаемся.
Но стала царевна просить его перенести венчание на другой день:
— Сегодня мне надо во что бы то ни стало у батюшки побывать. Хочу посмотреть, как он солдата-караульщика в темницу поведёт.
Пошёл заморский царь её провожать. Встали на берегу моря, царевна и говорит: «Явись ко мне, волшебная карета! Явись без осей, без колёс, а просто так – по воздуху!» Вдруг откуда ни возьмись появилась золотая карета. Обнялись царевна с царём на прощание, села она в карету и взмыла в небеса. А солдат замешкался и не успел залезть. Карета уже взлетала, как схватился он за подножку. Так, прицепившись, и полетел. Добрались до вершины хрустальной горы, царевна села и вниз по склону поехала. Солдат же, перед тем как следом спускаться, успел золотую карету схватить и к себе в сумку уложить.
Лишь коснулась царевна земли, переодела чулки, переобула ботинки – последнюю пару – и понеслась со всех ног к выходу из подземной страны. Обогнал её солдат и первым прибежал. По лестнице поднялся, в спальню залетел, шапку-невидмку сбросил и упал на кровать. Притворился спящим, царевна и поверила. Глядит она на него через шторку и тихо смеётся: «Попрощайся с жизнью, служивый. Завтра утром мой батюшка поведёт тебя в темницу».
На рассвете входит в спальню сам царь, а позади него слуги идут и верёвки несут – солдата вязать. Вскочил солдат, надел шапку-невидимку и говорит: «Ты что же, батюшка, думаешь, что я прокараулил твою дочь? Как бы не так! Теперь я единственный знаю, куда она по ночам ходит. Собирай генералов и князей, перед ними всё расскажу!»
Поверил ему царь, созвал знатных людей, сгрудились все в тронном зале и уши развесили. А солдат перед тем, как начать рассказ, попросил ввести такое правило: если кто его хотя бы раз перебьёт, с того сто рублей в наказание. Кивнул царь в знак согласия, и начал солдат рассказывать обо всём, что видел и слышал. Как дошёл до медного сада, вскочил один генерал и крикнул: «Этого не бывает, он врёт!» Сунул солдат руку в свою походную сумку, вынул медное яблоко: «А это что, по-вашему?» Ахнули гости, стали по очереди яблочко рассматривать, друг другу передавать. Рассердился царь на генерала, что он, не разобравшись, вперёд полез, и приказал ему выплатить солдату сто рублей. Пришлось тому рассчитаться.
Рассказывает солдат дальше. Как начал про серебряный сад говорить, стукнул по столу знатный боярин: «Медный ещё куда ни шло, но серебряных точно не бывает!» Вытащил солдат из сумки сверкающее серебром яблоко, показал гостям, получил ещё сто рублей и продолжает. Но стоило ему упомянуть о золотом саде, не утерпел княжеский сын: «Медное и серебряное мы видали, а уж яблоки из золота разве что во сне привидеться могут!» Усмехнулся солдат и достал золотое яблоко. Покраснел княжеский сын, отсчитал ему сто рублей, сел и до конца рассказа больше ни слова не проронил.
Поведал солдат и про кувшин, который сам квас разливал. А в доказательство вынул его из сумки и говорит: «Ну-ка, кувшинчик, наливай!» Пошёл кувшин по стаканам и вмиг наполнил их прохладным освежающим напитком.
Потом показал солдат всем нарядное платье, алмазной нитью расшитое, и серебряные туфельки, а под конец и золотую карету без осей и колёс. Понял царь, что каждое слово солдата – истинная правда, поблагодарил его и назначил день свадьбы. Не хотелось царевне идти замуж за простого мужика, да с отцом не поспоришь.
Вот обвенчались молодые, и спрашивает царь у зятя:
— Ну что, у меня жить будете или к себе домой жену повезёшь?
— Домой поедем, – отвечает солдат. Снарядили корабль, погрузились и поплыли. Всю дорогу молила царевна своего новоиспечённого мужа, чтобы не увозил её неизвестно куда.
— Почему вы не хотите остаться во дворце? – спрашивает она его.
— Ты всё без дела сидишь, а в деревне я тебя научу жать, молотить, сено косить.
Заплакала царевна, просит к отцу вернуться.
— А ты не сбежишь к своему подземному царю? – хмурится солдат.
— Обещаю быть вам верною женой!
Поверил солдат ей на слово, повернул корабль, и поплыли они обратно. Радостно встретил их царь: всё-таки не хотелось ему дочь так далеко отпускать. Зажили они с тех пор во дворце спокойно и счастливо, и уж больше никуда царевна по ночам не убегала.




