Неотворяемый ящик
Жил-был в одной местности мужик с женой да родителями. Старики по дому хлопотали, а сынок их часто в лес ходил, с ружьём охотился. Как-то увидал он на дереве глухаря и хотел его застрелить. А глухарь вдруг молвит человеческим голосом:
— Ты не стреляй меня, добрый человек, я жить хочу.
«Ну, – думает охотник, – наверно, мне показалось!» И дальше целится в птицу. А та вновь его просит:
— Пощади меня, голубчик, а уж я тебя награжу.
Смутился было юноша, да больно хотелось ему дичи добыть. Решил он всё-таки пристрелить глухаря. А тот смотрит на него так грустно, что разжалобил охотника, перестал он целиться.
— Да что ж мне делать теперь: как домой без добычи возвращаться?
— Ты возьми меня лучше домой к себе и корми год, – отвечает глухать. – А уж там увидишь, что будет. Не пожалеешь.
Подумал охотник и взял птицу под мышку, пошёл с ней домой. Отец увидел сына с живым глухарём, удивился. Выслушал, как дело было, и советует:
— Ну так корми его, он много и не съест.
Согласился мужик и заботился о птице весь год. А у неё на хвосте всё это время нарастало перышко медное. А как прошёл год, уронил глухарь это перо и отдал хозяину:
— Вот тебе, хозяин, за кормление!
Сказал и улетел. Много ли, мало ли времени прошло, как возвращается он и вновь просит:
— А покорми меня, добрая душа, ещё один год! Я тебя награжу.
Жена над мужем смеётся, дескать, опять с тобой пёрышком из хвоста расплатится глухарь! Муж не слушает её: что с бабы взять, у неё волос долгий, а ум короткий. Согласился. Ещё год кормил он птицу, и росло на хвосте глухарином серебряное перо. В назначенное время отдал глухарь мужику перо, поблагодарил его за еду и кров и улетел.
Да только недолго он пропадал, к вечеру же вернулся и давай просить:
— Я ведь услужу тебе, хозяин. Корми меня снова весь год!
И опять мужик согласился, а за новый год наросло у глухаря на хвосте уже золотое перо. Теперь уже золотым пером рассчиталась птица за корми и так хозяину молвила:
— Ну, теперь получи с меня расплату за три года твоей заботы и доброты, милый человек! Садись ко мне на спину, полетели!
Взобрался мужик на глухаря, схватился за его крыло, полетели они над морем. Высоко поднялись, и тут птица как скинет его со спины, как полетит мужик вниз! Только глухарь проворный оказался, поймал его, не дал упасть в море.
— Перепугался? – спрашивает мужика. – Вот и я так же боялся, когда ты меня убить хотел.
Выше поднялись, и снова птица сбросила мужика, но тут же подхватила его, не дав упасть в бурные волны.
— Страшно тебе? – спросил глухарь опять. – То-то же! И мне так же страшно было, когда ты в меня второй раз прицеливался.
Ещё дальше, ещё выше взлетели они, и в третий раз упал мужик в глухариного крыла. Падает вниз, душа в пятки ушла: вот-вот поглотит его пучина! Но и тут подлетел глухарь, не дал мужику пропасть.
— А вот так я испугался, когда ты в третий раз в меня целился, – сказал ему глухарь. Но не бойся, не брошу больше я тебя. Ты меня пожалел – и мне тебя жалко!
Долго ли, коротко ли ещё летели. И вот спрашивает глухарь, не виднеется ли чего вдалеке.
— Вижу я дворец медный, – отвечает мужик.
— Там живёт сестра моя младшая, к ней мы и спешим, – объяснил глухарь. – Как прилетим, так она тебя спросит, чего хочешь в награду за то, что меня три года кормил. Ты не бери у неё ничего, а проси только ящик неотворяемый.
Прилетели они к медному дворцу, ударился глухарь оземь и обратился человеком. Вошли тогда путники во палаты, где встретила их младшая сестра. Обрадовалась она брату и расспрашивать начала, где он целых три года пропадал.
— Вот, сестрица, этот добрый человек кормил меня все эти годы и заботился обо мне, – ответил ей глухарь.
— Чем же тебя наградить за твою заботу? – спросила мужика сестра.
— Ничего мне, сударыня, не надобно, кроме ящика неотворяемого! – получила она в ответ.
— Возьми золота и серебра сколько унести сможешь! Только ящика того дать не могу! – сказала хозяйка и ушла.
Что делать, нет так нет. Полетели они дальше. Долго ли, коротко ли летели, увидал мужик серебряный дворец. В нём средняя сестрица глухаря жила. Опять дал глухарь наказ только неотворяемый ящик в награду просить, но опять отказали путникам в таком подарке.
Теперь надобно было лететь ещё дальше, чтоб попытать счастья у старшей сестры, которая в золотом замке жила. Долго ли, коротко ли летели, наконец приземлились они у золотого дворца. Опять глухарь ударился оземь, принял человеческий облик и говорит:
— Ну, мужик, может здесь нам в чудесном подарке не откажут!
Так и получилось. Приняла их старшая сестра как дорогих гостей, накормила, напоила, а потом подала мужику неотворяемый ящик в благодарность за то, что так долго заботился он о её брате.
Погостили путники в золотом замке да в обратный путь отправились. Долго летели, устал глухарь без передышки и отдыха. Ссадил он со спины мужика с ящиком на горе, а сам пропал. Нет его и нет. Надоело мужику одному сидеть, вот он пешком домой и собрался. Попробовал поднять подарок старшей сестры – а ящик-то тяжеленный! «Да ну его совсем, не возьму с собой!» Пнул ящик с досады – тот и раскрылся. И откуда ни возьмись появился дворец, а в нём всё, что только может быть на свете: столы и кушанья разные, спальни с постелями, одежды нарядные, слуги. Чудо чудное, диво дивное! Пожил в этом дворце мужик, но только надоело ему и это. Заскучал по родному дому так сильно, что ничего больше не хочется. И только стал прикидывать, как же ему до родины добраться, как видит: человек к нему подходит.
— Не тоскуй, помогу я твоему горю, – говорит. – Но дай слово, что выполнишь мою просьбу, расплатишься со мной так, как я скажу.
— Ладно, – отвечает ему мужик, – мне деваться некуда, говори своё условие.
— Поклянись отдать мне то, что родилось в твоём доме без тебя. Если согласен, то доставлю тебя до родных мест!
Удивился мужик такой просьбе, однако согласился. А про себя думает: «Если корова отелилась или кобыла ожеребилась, так отдам телёнка или жеребёнка! А жена у меня ни разу не рожала, детей у нас нет, нечего бояться!»
А незнакомец тот вовсе и не человек, а дух нечистый, только принимал человеческий облик, чтобы хитрить и совершать свои тёмные дела. Был мастер на колдовство разное. Взял он мужика за руку, и в одно мгновение очутились они возле дома. Оказалось, что за время, пока мужик путешествовал, жена его прекрасного младенца родила. Вышла она мужа встречать с сыном на руках. Заплакал тогда мужик, не желая отдавать долгожданного ребёнка в услужение нечистому. Попросил он хоть на несколько лет оставить мальчика возле матери, пока не подрастёт.
— Ну что ж, – ответил тот, – путь будет так. Но уж когда наступит оговорённый срок, тогда отправишь сына ко мне. Иначе быть беде!
Что поделать, согласились родители, что со временем пошлют мальчика к нему в услужение.
А ребёнок рос не по дням, а по часам. Мальчик с малых лет стал удивлять всех вокруг недюжинной силой. Только дотронется до кого-нибудь, как тот падает, словно его ударил богатырь. Никто не смел его задирать или бороться с ним даже в шутку: боялись, что нечаянно покалечит.
Когда сын узнал, что отец обещал отдать его в услужение нечистому, то сел на коня и поехал искать демона, чтобы разом покончить с ним. Да вот беда: нигде не мог его найти. Зато много городов и сёл разных увидал, много дорог объездил. Когда же его конь уставал, то шёл дальше пешком. Так достиг брега морского. Росли на берегу дубы высокие и лежали большие камни. Забравшись на один из таких валунов, увидел юноша огромный корабль, который приставал к берегу. Вот с него спустили лестницу, а по той лестнице на берег сошли девушки – одна другой краше. Парень быстро взобрался на высокий дуб, чтобы его никто не мог видеть, а сам сверху прекрасно обозревал все окрестности. Сошедшие с корабля красавицы подошли к дубу и стали под ним снимать свои платья. Юноша стоял в восхищении и не мог отвести глаз от одной из них, самой красивой. Тут девушки разделись и стали плавать и резвиться в чистой воде озера. А юноша тихонько слез с дуба, подкрался к месту, где они раздевались, и утащил одежду той, которая ему больше всех понравилась. Забрав платье, он снова залез на дерево и стал ждать.
Вышли девушки из воды, стали одеваться. А самая красивая никак не может найти свое платье. Уж и там посмотрит, и там. И подружки стали ей помогать. Наконец, заметили они на дереве юношу. Стали его уговаривать отдать девушке её одежду, а он не соглашается. Тогда пообещала девица, что выполнит любую его просьбу, только бы он вернул одежды и избавил её от позора. Только когда она поклялась, что выйдет за него замуж, юноша слез с дуба и отдал ей платье. А поскольку был он статным да пригожим, то и девушке приглянулся. Завязалась у них беседа, и узнал юноша, что девица – дочь нечистого, которому он в услужение обещан.
— А где же твой отец? – спросил он у девушки.
— Вон вдалеке на берегу дворец стоит. В том дворце мы и живём, – ответила ему девушка. – Только войти к нему может не каждый. Возле ворот увидишь ты тяжёлый железный лом в земле, у которого на конце есть кольцо. Только тот, кто сумеет вытащить этот лом, сможет войти внутрь. Возьми мой платок, он поможет тебе стать невидимым, а ещё будет тебе давать еду в любое время. Если сможешь попасть во дворец, то зайди сперва ко мне в комнату, тогда я буду твоей невестой.
На том они и расстались. Девушка с подругами уплыла на корабле, а юноша пошел в сторону дворца. Идти ему надо было очень далеко и долго. Подошёл к воротам да увидел лом с кольцом на конце. Земля вокруг утоптана была: сотни молодцев уж пытались вытащить его и проникнуть внутрь дворца, да никому не удалось.
Юноша смело схватился за тяжёлый лом, вытащил его и сильно постучал им в стену дворца, а сам волшебный платок накинул да невидимым стал.
Хозяин услышал стук, удивился и вышел за ворота.
— Ну, если так стучат, что кругом гул стоит, значит, гости приехали! – решил он.
Да ни души не повстречал. Но заметил, лом его волшебный земли вынут да за весту откинут. Стал нечистый гадать, у кого же такая сила недюженная.
А в это время юноша уж во дворце был и дочку хозяина разыскал. Велела она ему к отцу с поклоном идти да руки её просить. Так юноша и сделал.
— Был я тебе моим отцом обещан, – сказал он нечистому. – Вот я и пришёл. Сватаюсь к твоей дочери.
— Вот какой ты быстрый, дружок! – ответил ему отец девушки.– Скоро же хочешь получить мою единственную дочь! Нет, сначала ты дворец построй, да такой, чтоб он был не на земле и не на небе. Затем за одну ночь землю вспаши, засей, урожай вырасти, убери его, сожни, смолоти зерно, смели его в муку и из той муки испеки хлеб, чтобы я утром мог его поесть. А вот после этого уже отправляйся за тридевять земель и достань мне девять глухарей с железными клювами, чтобы тоже мне на завтрак их приготовить.
Послушал всё это юноша, опечалился. Отправился к своей возлюбленной совета просить. Девушка была умницей да разумницей, потому выслушала она, каковы отцовы приказы, и говорит юноше:
— Иди незаметно в конюшню отца. Там увидишь девять лошадей. Двух лучших не трогай: мы на них убежим. А остальными перебей ноги, чтобы догонять нас было не на чем.
Юноша послушался и сделал всё, как невеста наказала. Той же ночью убежали они верхом на двух резвых конях. Прознал про это нечистый да в погоню за ними пустился. Были у него умения колдовские, потому бежал быстро как ветер. Уже близко до беглецов добрался, вот–вот достанет их. Но тут девушка махнула платком, и выросла перед её отцом огромная гора, которую так просто не обойти. Пришлось нечистому возвращаться домой за киркой, чтобы дорогу в камне прорубить. Что он и сделал. Видит дочь, что отец их догоняет. Превратила тогда она одного коня в церковь, другого – в колокольню. Сама же обратилась священником, а юношу сделала пономарём. Вот зашёл нечистый в церковь, не узнал дочь и юношу, спрашивает:
— Не проскакали ли тут двое: девица да юноша молодой?
— Да ведь они уже давно тут были! Наверно, уже далеко за рекой скачут теперь! – ответили ему священник и пономарь.
Ну что поделать? Воротился демон домой. Только книги его чёрные подсказали, что были это не священник и пономарь, а самые настоящие беглецы.
Очень сильно разозлился нечистый дух на детей. Это как же, родная дочь сумела его, отца, превзойти в колдовстве да хитрости, вокруг пальца обвела! От злости ещё быстрее побежал он обратно, разгорячился – бежит и ругается. Вот и догнал их, уже руки тянет к дочке. Но тут девушка опять махнула своим волшебным платочком, и стала между ними преградой река. Широкая и глубокая, отцу её так просто не переплыть. Остался он на одном берегу, молодые – на другом. Быстро дошли они до родного дома юноши. Там их встретили его родители. Справили молодым весёлую свадьбу, стали дружно жить–поживать да добра наживать.