Марья-царевна
В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были царь с царицей да дочерью своей Марьей-царевной. Матушка в доченьке своей души не чаяла, а отец равнодушен к ней был, никогда не похвалит, не приголубит. Как умерла царица, стал и вовсе царь дочь родную со свету сживать. Терпит Марья-царевна, не у кого ей помощи просить. Только и может, что к матери на могилку сходить да пожаловаться:
Матушка моя родимая,
Солнышко моё красное!
Тяжело мне без тебя живётся,
Ни покоя нет, ни радости.
Отец меня обижает,
День и ночь ругает,
Со свету сживает.
А царь день ото дня всё свирепее становится. И так ему дочь нелюбимая опостылела, того и гляди бить начнёт! Нет уж у Марьи-царевны никакой мочи терпеть. Пришла она снова к матери на могилку, упала на колени, стала просить:
Расступись предо мной, мать сыра земля,
И откройся ты, гробовая доска,
Развернись во гробу, шёлковая парча,
И укрой меня навсегда, навсегда!
Не хочу я к отцу возвращаться:
Он меня обижает
С белого света сживает!
Ты прими меня к себе, матушка,
Ты согрей меня, моё солнышко,
Обними меня крепче крепкого,
Обогрей меня на своей груди!
Хочу я с тобой оставаться,
К материнскому сердцу прижаться!
Плакала так Марья-царевна, причитала, да прямо на погосте уснула. И привиделся ей сон, будто вышла её матушка из могилы да говорит:
Ты желанная моя касатушка,
Золотая моя ты пташечка!
Не могу я тебя к себе принять
Прежде времени Господом отмеренного!
Вот возьми две волшебные палочки,
При себе их храни, никому не показывай.
Как ударишь одной о другую,
Вмиг в голубку ты обратишься,
Улетишь от отца-супостата,
Заживёшь в покое да радости!
Очнулась девушка, а перед ней две палочки лежат. Взяла она их, ударила одной о другую и сразу превратилась в голубку белокрылую. Покружила над матушкиной могилкой, помахала крылом родному дому да упорхнула в дальние края.
Прилетела голубка в тридевятое царство, в тридесятое государство. Села в царском дворе на резную скамеечку, стала крылышки чистить. А тут как раз Иван-царевич погулять вышел. Увидел он голубку-красавицу и залюбовался. А птица белокрылая вспорхнула к нему на плечо, головкой о щёку трётся, гулит, не улетает. Приказал тогда добрый молодец голубку во дворце поселить, лучшую горницу ей отвести, кормить вдоволь да не отпускать никуда. Стал Иван каждый день в светлицу ту приходить да с подружкой своей белокрылой беседы вести. А птица сядет ему на плечо, головку на бок склонит, будто слушает внимательно.
Вот как-то раз созвал царевич гостей на пир. Пришли слуги, чтобы накормить голубку, а она говорит им человеческим голосом:
Слуги мои верные,
Двору царскому преданные!
Устала я в горнице сидеть
Да в окошко глядеть.
Отпустите меня в чисто поле полетать,
Белые крылышки размять!
Посмотрю я на белый свет
И назад вернусь.
Как услышали слуги, что птица, словно человек, разговаривает, распахнули окошко да отпустили её. А голубка вылетела на задний двор, оземь ударилась и тут же в девицу красоты неписаной превратилась. Вошла она во дворец, а там уж гостей видимо-невидимо. Посмотрел Иван-царевич на девушку-красавицу и сразу в неё влюбился. Только хотел подойти познакомиться, а тут музыка грянула, увлекли царевича в круг. Потом уселись гостей за стол, начался пир горой. Обронил Иван платочек, а Марья-царевна наклонилась да подняла его незаметно. Потом вышла во двор, палочкой о палочку ударила, в голубку превратилась и обратно в свою горницу воротилась.
Хватился тут царевич – пропала его гостья-красавица. Ходит он по палатам каменным, ищет её, да всё без толку. Пришёл тогда Иван в светлицу, где голубка сидит, принялся ей рассказывать:
— Приходила ко мне на пир девица красная. Уж так она мне приглянулась, что и словами не передать! Как бы мне отыскать ту красавицу, чтобы ещё хоть разочек на неё взглянуть?
Подняла тогда голубка крылышко, а под ним платочек белый спрятан! Удивился Иван, стал расспрашивать:
— Голубушка моя белокрылая! Это где же ты мой платок отыскала?
А голубка села ему на плечо да говорит человеческим голосом:
— Отпусти ты меня, добрый молодец! Я над полями, над лесами пролечу, вмиг твою незнакомку отыщу!
Удивился Иван, что птица, словно человек, разговаривает, распахнул окошко да отпустили её. Вылетела голубка в число поле, оземь ударилась да в Марью-царевну превратилась. Воротилась она во дворец, рассказала о своём жите-бытье царевичу. Встал он тогда на колено и позвал девушку замуж. Сыграли они свадьбу, стали жить в мире да согласии.




