Мальчик из бочки
Жили-были старик со старухой. Детей они не нажили и коротали свой век в одиночестве. Всего-то и было у них хозяйства, что изба и дряхлая лошадёнка. Но однажды случилось чудо. Проснулись старики поутру, вышли во двор, а у порога ребёночек лежит и плачет. Занесла его старуха в дом, не знает, что с ним делать. Тут старик со двора кричит: «А лошадь-то наша жеребёнка принесла!» Заохала старуха и говорит: «Не выкормим мы обоих, у самих куска хлеба иной раз не бывает. Давай отнесём мальчика и жеребёнка в лес и положим под кустик: поедет мимо добрый человек, сжалится да и заберёт с собой». Вздохнул старик и согласился. Отнесли они мальчика под кустик, а жеребёнка рядом положили.
Через некоторое время послышался цокот копыт. То два извозчика через лес ехали. Услышал один из них детский плач, пошёл посмотреть. Нашёл под кустиком ребёнка и решил взять его к себе в дом. Жена очень обрадовалась такой находке, ведь своих детей у них с мужем не было. Назвали мальчика Иваном и стали воспитывать, холить и лелеять.
Вот вырос Иван большой, выучился торговому делу, поехал в город и стал разными товарами торговать. У других иной раз ни одного покупателя за целый день, а у Ивана в лавке с утра до вечера люди толкаются. Быстро распродал он все товары, поехал за новыми. Привёз и снова торгует. Позавидовали другие продавцы такому успеху и стали Ивана из города выживать. Придёт он в лавку, а они над ним смеются, потешаются, злые слова говорят. Не выдержал он, сел на коня и поехал прочь. Доехал до распутья, встретил старика. Тот говорит ему:
— Что ты, Иван, так быстро уезжаешь? Поживи ещё.
— Ладно, – отвечает парень. Повернул коня назад, поехал к своей лавке. А там уже торговцы собрались, веселятся, радуются тому, что неугодного соседа изгнали. Послушал Иван их разговоры, и стало ему обидно. Тронул поводья и поскорее из города поскакал.
Долго ехал, пока вдруг не увидел впереди яркий свет. «Что бы это могло быть такое?» – думает Иван. А свет не утихает, только всё ярче разгорается. Тут стал конь спотыкаться на ровном месте.
— Что с тобой, мой верный друг? – спрашивает его Иван.
— Не езжай туда, Ванюша, – говорит конь. – Чую, этот свет нам беду принесёт.
— Ничего! У страха глаза велики.
Сказал так Иван и дальше поскакал. Наконец добрались. Видят: лежит на земле перо и горит таким ярким светом, что глазам больно. Снова попытался конь остановить всадника, но тот и слушать не стал. Воткнул перо себе в шапку, сел верхом и поехал.
Проезжают мимо красивого дворца. Увидел царь золотистый свет, вышел на балкон и Ивана к себе подзывает. Подъехал всадник, слез с коня, поклонился. Царь ему и говорит:
— Отдай мне своё перо.
— С радостью отдам, ваше величество, – снял со шапки перо и подаёт.
Понравилось царю, что Иван такой услужливый, взял он его к себе во дворец и сделал сенатором. Служит парень день, другой, неделю. Царь его среди остальных выделяет, важные дела ему доверяет. Разозлились другие сенаторы и решили извести Ивана. Пришли они как-то к царю и говорят: «Хвалился нам нынче Иван, что сможет для тебя, батюшка, невесту достать. Да не с нашего государства, а с соседнего». Обрадовался царь, вызвал к себе Ивана и спрашивает: «Слышал я, хочешь ты для меня невесту привезти? Молодец, хорошо придумал! Сегодня же в путь отправляйся. А если не выполнишь обещания, наказание будет суровым».
Пошёл Иван к коню, положил на него голову и жалуется на свою судьбу. «Не печалься, – говорит конь. – Смело поезжай в соседнее государство, только перед тем попроси у царя денег на расходы». Ободрился Иван, повеселел. Явился к царю и говорит: «Дорога предстоит долгая, а денег у меня нет. Изволь, батюшка, выдать мне золотых монет на расходы». Открыл царь перед ним казну, а там стоят сундуки с серебром и золотом, груды бриллиантов и других сокровищ. Взял Иван, сколько ему нужно, сел на корабль и поплыл. Причалил к берегу чужого государства, стал товары раскладывать. Приходит разный люд: смотрят, выбирают, что на душу ляжет. Много товаров продал Иван и много денег выручил. Заглянул на корабль и царь того государства. Привёл с собой дочь-красавицу: показывает бусы, ожерелья, спрашивает, что ей больше всего хочется.
А была у моряков на корабле маленькая чёрная кошечка. Шёрстка у неё гладкая, глаза зелёным светом горят, и хвост всегда трубой. Ходит по палубе, ластится к морякам, а те ей лакомые кусочки подкидывают. Увидала царевна кошечку и стала просить у отца денег. Дал ей царь звонких монет, а сам пошёл на берег – устал от долгой ходьбы. Взял Иван кошечку, занёс в каюту и на палубу вернулся. Подошла к нему царевна и говорит:
— Можно ли мне вашу чёрную кошечку купить?
— Извольте пройти в каюту, – отвечает Иван. Как зашла девушка, поспешил Иван к её служанкам и сказал, что царевна просила их подождать её на берегу. Поверили служанки, спустились с корабля. В ту же минуту велел Иван отчаливать. Заметила царская дочь, что корабль по волнам плывёт, качается, выскочила на палубу, а на берег уже никак не сойти. Так Иван и привёз царю невесту. Только заупрямилась она: «Не стану замуж выходить, пока не возьмёте у моего батюшки семь жеребцов и кобылицу с жемчужными копытами!» Услышали про то сенаторы, тотчас передали царю, что Иван хвастает, будто может тех жеребят с кобылицей достать. Призвал царь парня к себе и велел выполнить обещание, не то ждёт его суровое наказание.
Опустил Иван голову, пошёл к своему коню.
— Что с тобой, Ванечка? – спрашивает конь.
— Эх, друг мой милый, видно, не судьба нам с тобой в покое жить. Приказал царь добыть у отца невесты семь жеребцов и кобылицу с жемчужными копытами. С этой задачей мне вовек не справиться...
— Не тужи, Ванечка – утешает конь. – Проси у царя денег на расходы, а потом иди к кузнецу: пусть сделает он для тебя железную клетку.
Пошёл Иван к царю, попросил золотых монет. Царь открыл перед ним казну и позволил взять столько, сколько нужно. Затем отыскал Иван кузнеца, и тот выковал ему большую железную клетку. Возвратился к коню, показывает свои богатства. «Теперь зашей меня в три кожи, покрой смолой и возьми с собой в плавание, – учит конь. – Как доплывём, стану я кричать-голосить, прилетит ко мне кобылица и будет смолу сдирать. Тут ты её хватай и в клетку сажай».
Сделал Иван всё, как конь его научил, и поплыли они на корабле в соседнее государство. Причалили к берегу, заржал конь, и прилетела на крик кобылица с жемчужными копытами. Стала смолу с него сдирать. Подбежал Иван, попытался схватить её, но не смог. Содрала кобылица смолу, за кожу принялась. И так и этак пробует Иван ухватить её: за хвост, за крылья, за копыта. Только слишком проворна и быстра была кобылица. Сняла с коня последнюю искуственную кожу, и упал он на землю. Лежит, не дышит.
Опечалился Иван, шапку с головы стянул, наземь бросил. Пошёл грустный в лес. Бежит мимо волк:
— Куда направляешься, добрый молодец?
— Иду куда глаза глядят... Не мил мне белый свет без моего коня.
И рассказал волку, что произошло. Побежал волк туда, где конь лежал, притаился за кустом. Через некоторое время прилетели два воронёнка. Выскочил волк из-за куста, схватил воронят и держит. Стали они кричать, звать своего дедушку. Прилетел старый ворон, увидел внуков в лапах у волка и взмолился:
— Отпусти моих воронят, прошу тебя!
— Принеси живой и мёртвой водицы, тогда отпущу.
Слетал старый ворон к волшебному ручью и принёс воду. Отдал волк её Ивану, тот прыснул в коня сначала мёртвой, а потом живой водой, и вскочил конь, будто ничего с ним и не было. «Ну, Ванечка, – говорит, – теперь будь внимательнее и не упусти кобылицу. Это твой последний шанс».
Заголосил конь громче прежнего, прилетела кобылица с жемчужными копытами и набросилась на него. Но подоспел Иван, изловчился, схватил её за крыло и посадил в клетку.
А семеро жеребцов были прикованы к той кобылице железными цепями.
— Как же мне жеребцов освободить? – спрашивает Иван у коня.
— Садись верхом на кобылицу, – научил его конь, – и скачи что есть сил. Как семь вёрст проскачешь, лопнут железные цепи и отпадут сами собой.
Сел Иван на кобылицу, погнал её вперёд. Мчится она, едва земли касается, а из-под копыт жемчуг россыпью в разные стороны разлетается. Через семь вёрст затрещали железные цепи и лопнули. Освободились жеребцы, заржали весело и рядом побежали. Так до царского дворца и добрались. Передал Иван царю свои трофеи, а тот и не рад: царевна новое условие поставила. Выйду, говорит, замуж, если привезёте шапку моего отца.
Опустил Иван голову и снова к коню пошёл. «Не кручинься, Ванечка, – успокаивает конь, – я твоему горю помогу. Проси у царя побольше денег и плыви в соседнее государство. Как причалишь, беги в церковь. Ну а дальше ты и без моего совета разберёшься».
Взял Иван у царя денег, сел на корабль, коня погрузил и поплыл в соседнее государство. Как причалил, сразу в церковь направился. Привязал коня у забора, заходит внутрь и видит: все генералы, князья, знатные вельможи служат обедню. И царь среди них. Услышали они, что некий путник прискакал на необыкновенном коне, поспешили на двор. Окружили коня, рассматривают, гриву трогают. Никого в церкви не осталось. Тогда подкрался Иван к скамейке, возле которой царь стоял, схватил его шапку, спрятал под одежду и так вынес. Потом отвязал коня, сели они на корабль и поплыли обратно.
Обрадовался царь, увидев Ивана. Взял у него шапку и показывает царевне. Вздохнула царевна, но делать нечего. Пришлось ей повенчаться с царём.
Через некоторое время родился у них сынок. Побежали слуги искать бабушку, чтобы его помыла, одела и покрестила. А царица им вслед: «Пусть покрестит первая бабушка, которую встретите на пути». Вот идут слуги, а навстречу им старушка. Когда-то она сватала свою дочь за царя, но он отказал ей. Затаила старушка с тех пор лютую злобу и ждала удобного случая, чтобы отомстить. Вот этот случай ей и представился.
Стали слуги просить старушку покрестить новорождённого мальчика. Согласилась она, понесла ребёнка домой. Потом взяла щенка, завернула в пелёнку и слугам подаёт: «Вот ваш мальчик, несите царю». А царевича посадила на ладонь и произнесла заклинание: «Обернись сизым голубком, взлети на зелёный дубок!» Обернулся царевич голубем, расправил крылья и взлетел на самую верхушку огромного дуба.
Принесли слуги царю ребёнка, развернул он пелёнку и увидел щенка. Прознали про то люди и стали переговариваться: «Царица щенка родила!» Рассердился царь, отругал жену, но на первый раз простил.
Спустя год снова родила царица сына. Понесли его к старушке, та взяла и подменила на щенка. А мальчика завернула, положила в подушку и тайком в царскую спальню отнесла. Разгневался царь пуще прежнего, велел посадить жену в бочку, кинуть ей подушку и пустить в синее море. Пусть плывёт по волнам!
Так и оказались царица и её маленький сын в бочке. Заболела от такой несправедливости молодая мать и совсем перестала видеть. Лежит, обнимает своего сыночка и плачет от горя. А мальчик тем временем растёт не по дням, а по часам. Вскоре стало ему в бочке тесно. Поднатужился он, упёрся руками в стенки и разломал их. Смотрит, а они на берегу: прибило волнами. Взял мальчик мать под руки, повёл к лесу:
— Приляг вот здесь, на травке, милая матушка, отдохни. А я схожу в лесок, поищу чего-нибудь.
Легла царица и просит:
— Будь осторожнее, сынок! Не заплутай.
Пошёл мальчик по тропке, а навстречу ему старик. Протягивает какую-то банку. Взял царевич банку, вернулся к матери. Открыли крышку, а там чудодейственная мазь. Натёрла царица ею глаза и прозрела. Обрадовалась, схватила сына, закружила его!
— Матушка, отпусти меня. Я ещё раз в лес схожу, еды поищу, – просит мальчик.
— Иди, сынок, только смотри не заплутай.
Пошёл он, встретил того же самого старичка. Дал ему старичок хлебушка. Поблагодарил его мальчик и назад побежал. Съели они с матерью тот хлеб и почувствовали себя сильными и здоровыми. Пошёл царевич в третий раз в лес, а старичок к нему навстречу с иконой идёт. Взял мальчик икону, принёс матери. Стали они молиться и вдруг слышат: вроде кто-то в ветвях дерева шумит. Присмотрелись, а это маленький сизый голубь. Слетел с дуба прямо к матери на ладонь и превратился в её первого сына. Обняла его царица, заплакала. Потом устроили они в лесу землянку, натаскали мха и листвы и стали жить втроём.
Вот раз затосковала царица по своему мужу и просит сыновей: «Сходите во дворец, узнайте, как там ваш отец поживает». Побежали братья, разыскали дворец, переоделись в нищих и встали у окошка, будто милостыню просят. А царь к тому времени уже женился на старухиной дочери: заманила она его ласковыми речами и уговорами. Жениться-то женился, да быстро раскаялся. Вспомнил он свою первую жену, загрустил. Сидит целыми днями у окна и горюет, что был к ней так несправедлив.
Услышали мальчики, как их отец вздыхает по царице, скинули нищенские лохмотья и вбежали во дворец.
— Вы кто такие? – удивляется царь.
— Мы твои сыновья, батюшка! – отвечают братья. – А наша матушка в лесной землянке сидит, от тоски плачет.
Подхватил царь сыновей на руки, расцеловал. Рассказали они ему, как старуха подменила их на щенков, а потом одного превратила царевича в птичку, а другого спрятала в подушке. Тотчас же выгнал царь жену вместе с её матерью вон, чтобы и носа не показывали в его царство. Потом взял с собой слуг, и отправились они в лес, а мальчики им дорогу указывали. Нашли царицу в землянке, упал царь перед ней на колени и попросил прощения. Простила добрая царица мужа и вернулась вместе с ним и детьми во дворец. С тех пор живут они счастливо и горя не знают.




