Кузьма Сарафаныч

Жил-был в одной деревне сапожник Кузьма – голенища латал да набойки клепал. Тук-тук молоточком с утра до вечера, тук-тук. И так уж пареньку работа эта наскучила, что хоть волком вой! А тут как-то развёл Кузьма сапожный лей, только кисточку в горшок окунуть хотел, как в клейковине с десяток мух увязло. Стянул тогда парень с ноги башмак – хрясь и прибил всех насекомых!

Пришёл сапожник вечером домой, говорит матушке:

— Я сегодня одним ударом сотню врагов положил. Негоже мне с такой силищей обувку чужую латать, поеду-ка я воевать!

Не успела мать-старушка опомниться, как Кузьма сарафан её нацепил, косу острую на плечо взвалил, лошадёнку пегую оседлал да поскакал неведомо куда. По пути повстречал сапожник двух всадников. Дивятся добрые молодцы: что это за скоморох в женский сарафан вырядился да с косой вместо палицы скачет? А сапожник щёки надул и гордо так говорит:

— Я – Кузьма Сарафаныч! Одним ударом сотню врагов положить могу! Вот, еду к царю на военную службу наниматься, отечеству служить хочу!

— А возьми нас с собой, пожалуйста! – просят путники.

— Ну, коли воевать умеете, отчего ж не взять? Айда за мной!

Поскакали они дальше втроём. Ехали, ехали, пока не притомились. Устроили всадники привал, на травке улеглись да захрапели. Кузьма первым проснулся, решил окрестности обозреть. Поднялся он на холм высокий, глянул вниз и увидел долину живописную: травка у подножия зеленеет, ручеёк журчит, бабочки порхают, а девица-красавица в саду яблочки собирает. Растолкал сапожник своих товарищей, стал расспрашивать, что это за райское местечко по ту сторону холма раскинулось.

— Так то усадьба графа Якова, – отвечают добрые молодцы.

— А что за девушка прекрасная в садочке гуляет, яблочки собирает?

— Это графская дочка Аннушка.

— Ох, сосватайте-ка мне эту девицу!

Прискакали молодцы к графу Якову да говорят:

— Ваше Сиятельство! Есть у Вас товар, а у нас купец – Кузьма Сарафаныч, удалой молодец! Хочет он на Вашей дочке жениться, не изволите ли согласиться?

— И где же ваш купец? – усмехается граф.

— Да вон там, на высоком холме.

— А чем же жених так хорош?

— Может наш Кузьма Сарафаныч одним ударом сотню врагов положить!

— Ну, врагов у меня, к счастью, столько нет. Пусть со мной для начала сразится – тогда и подумаю, отдавать ли за него свою Аннушку! Буду вашего Сарафаныча здесь поджидать, пускай с холма спускается да силушкой своей похваляется!

Вернулись добрые молодцы к Кузьме, рассказали, что граф Яков его сражаться зовёт. А сапожник и рад стараться – думает, раз десяток мух прибил, значит, любого врага одолеть сможет. Оправил он сарафан, косу схватил, лошадёнку оседлал да с холма вниз поскакал. Несётся кобыла сломя голову, а сапожник руки расставил, кричит, улюлюкает. По пути косой острой деревце задел да срубил его, словно травиночку.

Смотрит граф снизу вверх и думает: «Ну, если этот мужичок деревья на ходу сшибает, значит, и правда, силищи у него немерено». Как только паренёк к подножию холма спустился, говорит Яков:

— Не буду я с тобой, Кузьма Сарафаныч, сражаться. И так видно, что ты силён. Иди пока в сад да дочку мою дожидайся. Ежели понравишься ей, не буду счастью вашему перечить.

Вот пришла Аннушка в сад и видит, что жених-то на скомороха похож: неказистый, в руках коса да ещё и в сарафан женский одет. Решила девица проверить, правда ли парень так силён, как батюшка сказывал.

— Наклони-ка, – говорит, – яблоньку да придержи, чтобы я яблочек с самого верха нарвать смогла.

Подцепил сапожник косой деревце за самую макушку, наклонил, стала графская дочка плоды срывать. Тяжело Кузьме, а вида не подаёт, крепко ствол держит. Только как он ни старался, всё равно сил не хватило. Нет бы макушку из рук выпустить, так он ещё крепче в неё вцепился. Распрямилось деревце, и полетел жених, словно птица, снова на холм. А там как раз заяц сидел, по сторонам глядел. Шмякнулся на него Кузьма Сарафаныч и придавил бедняжку. Потом бока почесал, косого за уши подхватил да домой поковылял. Как увидела мать сыночка, стала его отчитывать:

— Это где ж тебя, негодник, столько времени носило?

— Не гневайся, маменька, на охоте я был, вот зайчика тебе добыл.

— Ну, хоть какая-то польза, – вздохнула старушка. – Снимай-ка мой сарафан да ступай сапоги чинить, нечего народ честной смешить.

Вдохнул Кузьма и отправился в мастерскую – там от него больше пользы. Не зря в народе говорят: всяк сверчок знай свой шесток.

Над сказкой работали

Ольга Комарова Автор адаптации

Ваш комментарий