Хитрый кучер

Держала одна барыня небольшой постоялый двор. Только и мест в нём было, что на троих. Но хозяйка славилась своей жадностью и за деньги пускала на ночлег пятерых, а то и семерых постояльцев. Деваться в тёмное время путникам было некуда, поэтому они соглашались на любые условия: спали кто где придётся, бока отлёживали.

Вот раз ехали из города барин с кучером. Застала их в дороге сильная гроза. Ветер свищет, молнии сверкают, дождь как из ведра льёт. Вымокли барин и кучер до нитки: дрожат от холода, зуб на зуб не попадает. Вдруг видят: огонёк недалеко светится. Доехали до того места, а это – постоялый двор. Обрадовался барин, кричит кучеру: «Иди скорей к хозяину да заплати получше, останемся здесь ночевать!»

Пошёл кучер к барыне, дал ей несколько золотых монет и получил разрешение переждать грозу до утра. Позвал барина, стали они располагаться. Тесно в небольшой комнатушке: стол, печка, две лавки, а больше ничего и нет. Только улеглись, как слышат: в дверь стучат. «Эх, – думает кучер, – сюда ещё кто-то пожаловал». Вышел в сени посмотреть, а это старый цыган от табора оторвался, заплутал и под дождь попал. «Тут и двоим места мало, – сердится кучер. – Надо сделать так, чтобы цыган отказался ночевать». Подождал он, пока гость в комнату войдёт, подошёл к нему и говорит:

— Ночью потоп обещают. Боюсь, потонем мы все. Ехал бы ты своей дорогой, друг!

— Куда ж я в грозу поеду? – отвечает цыган. – Лучше попрошу у хозяйки корыто и подвешу его к потолку: так и спасусь от потопа.

Видит кучер – не сладить с упрямым постояльцем. Махнул рукой и спать пошёл. А цыган выпросил у барыни большое корыто, подвязал верёвками у самого потолка, влез в него и преспокойно уснул.

Через полчаса снова стук в дверь. Вскочил кучер, прислушивается. А это купец в город торговать поехал да в грозу попал. Пустила барыня и его. Стал кучер купца уговаривать:

— Уноси скорее ноги, добрый человек! Скоро потоп начнётся, несдобровать тебе.

— Я на печку влезу, вода меня не достанет.

С этими словами стал взбираться купец на печь, а там барин спал. Разлёгся толстый купец, всю постель занял. Покряхтел-покряхтел барин, но спорить не стал, вниз слез, на лавке примостился.

Едва кучер глаза сомкнул, как опять стук слышит. Как будто кто-то в окошко тихонько стучит. Растворил кучер ставни, а там сельский поп. Шёл он в соседнее село, к утру думал дойти, но и его гроза в пути застала. Неудобно попу барыню среди ночи будить, вот он и решил к постояльцам через окошко влезть да заночевать.

Почесал кучер голову и придумал хитрость: «Пустим тебя к себе, только вначале подавай, чего у тебя в котомке есть!»

Вынул поп из своей сумки всё, что у него было: полпирога, яблоко и бутылку воды. Помог кучер попу в окошко влезть, а угощение к себе в уголок унёс. Как уснули все гости, сел он в потёмках на пол и начал пирог есть, яблоком хрустеть, водой запивать. Услышал это цыган, глаза протёр и шепчет: «Высоко лежу, на тебя гляжу, всё вижу! А ну-ка делись угощением, не то барыне о твоих проделках расскажу».

Нечего делать, пришлось кучеру поделиться. А цыган стар был, зубы слабые: не смог он яблоко разгрызть и лежит, ругается.

— Видишь, угольки ещё тлеют, – подсказывает кучер. – Испеки на них яблоко, станет оно мягкое и вкусное.

— И то правда, – говорит цыган. Начал с корыта слезать, да не удержался и плюхнулся вниз прямо на лавку, на которой поп лежал. Подпрыгнул поп с испугу, заголосил и всех в комнате разбудил. Показалось купцу спросонья, что на постоялом дворе пожар начался, закричал он что есть мочи: «Горим, горим!», с печи скатился, схватил ведро воды да барина, лежащего на лавке, с ног до ушей окатил. Вскочил барин, глазами вертит, ничего не понимает, а вода с него так и льётся.

Смотрит кучер на постояльцев и рот от смеха рукой зажимает. Тут прибежала на крики хозяйка, ахнула, руками всплеснула: «Да что ж вы такое тут натворили? А ну-ка убирайтесь прочь с моего двора!» И выгнала всех до единого.

Вот так незадачливый кучер других обхитрить хотел, да сам без ночлега и остался.

Над сказкой работали

Айгуль Ахметова Автор адаптации

Ваш комментарий