Как Захар Бессчастный Счастливым стал

Жили-были в одной деревеньке захудалой крестьянка Агафья с сыночком Захаром. И такой уж парнишка был нерасторопный да неудачливый, что прозвали его соседи Бессчастным. Вот пойдут, бывало, ребятишки в лес за грибами или за ягодами – все с полными корзинками возвращаются, а Захар с пустым лукошком домой плетётся. Отправится детвора рыбу на речку ловить – у всех садки полны, а у Захара никакого клёва. Уж как матушка ни старалась сыночка своего сноровке обучить, а никакого толка – счастье Захара всегда стороной обходило, удача Бессчастному не улыбалась.

Вот однажды шёл мимо той деревеньки портной Пантелей, попросился к Агафье переночевать. Пустила добрая женщина мастера, попросила сына кровать гостю постелить. Достал Захар из сундука подушку да в корыто с водой её уронил. Потащил одеяло, да за замок зацепил, весь край изорвал.

— Ох, Бессчастный ты мой, – вздохнула крестьянка. – Иди уже спать, сама управлюсь.

Забрался мальчонка на печку, засопел сладко, а Пантелей стал Агафью расспрашивать, отчего сынок у неё такой нерасторопный.

— Да сама не знаю, – отвечает хозяйка. – Обходит его счастье стороной, вот и всё тут.

— А давай я его на обученье возьму. Авось, толк из парнишки и выйдет!

Подумала крестьянка, подумала да решила, что хуже, чем есть, не будет – пускай мальчонка портняжному делу поучится, может, что-нибудь да и получится.

Наутро увёл Пантелей Захара Бессчастного в своё село, стал его ремеслу обучать. Только как ни старается парнишка, ничего у него не выходит: то иголку сломает, то напёрсток потеряет, то ткань косо порежет. Бился портной, бился, а всё без толку. Плюнул он тогда, отправил ученика своего в лес.

— Иди, – говорит, – на охоту. Может, хоть зверушку какую-нибудь к ужину принесёшь.

Отправился Захар Бессчастный в ближайший ельник, расставил силки, стал выжидать. Не прошло и часа, как в петле зайчишка запутался. Схватил паренёк ушастика, хотел домой отнести, а косой вдруг заговорил человеческим голосом:

— Отпусти меня, добрый человек, я тебе шапку-невидимку подарю!

Опешил Захар, распутал силки да выпустил косого. Протянул ладонь вперёд – а её-то и не видно. Хлоп себя по голове – а там шапка-невидимка надета. Снял её парнишка и домой отправился. Как увидел Пантелей, что ученик его с пустыми руками явился, принялся браниться:

— Да что же это за наказание? И впрямь, Бессчастный! Вот я тебя сейчас уму-разуму научу!

Схватил портной кочергу, только хотел паренька по спине огреть, а тот шапку, зайчиком подаренную, нахлобучил, и вмиг невидимым стал. Бегает Пантелей по избе, ищет пацанёнка, да где уж там!

На следующий день дал портной Захару лук да стрелы, отправил его в лес.

— Иди, – говорит, – на охоту. Может, хоть птицу какую-нибудь к ужину принесёшь.

Отправился Захар Бессчастный в ближайшую дубраву, увидел на пенёчке куропатку. Только тетиву натянул, как заговорила птица человеческим голосом:

— Не стреляй в меня, добрый человек, я тебе дудку-самогудку подарю!

Опустил парнишка лук, сунул руку в карман, а там дудочка лежит. Вернулся Захар домой, а портной уж его поджидает.

— Ну что, опять с пустыми руками явился? Ну, точно, Бессчастный! Вот я тебя сейчас уму-разуму научу!

Схватил портной полено, только хотел паренька по спине огреть, а тот дудку-самогудку, куропаткой подаренную, к губам поднёс да стал на ней играть. Кинулся Пантелей в пляс: ногами кренделя выписывает, руками машет, никак остановиться не может. До тех пор по хате вприсядку скакал, пока Захар дудеть не перестал.

На следующий день дал портной подмастерью садок, послал его на реку.

— Иди, – говорит, – на рыбалку. Может, хоть плотвичку какую-нибудь к ужину принесёшь.

Пришёл паренёк на бережок, ловушку в воду опустил, ждёт-пождёт. Не прошло и часа, как в садке щука запуталась. Только хотел Захар рыбину из реки вытащить, как заговорила она человеческим голосом:

— Не губи меня, добрый человек, я тебе сапоги-скороходы подарю!

Отпустил парнишка щуку и тут же на его ногах новые сапожки появились. Щёлкнул он пяткой о пятку и в два счёта дома оказался. Как увидел Пантелей, что ученик его снова с пустыми руками явился, принялся браниться:

— Да что же это такое? Не зря люди тебя Бессчастным прозвали! Вот я тебя сейчас уму-разуму научу!

Схватил портной скалку, только хотел паренька по спине огреть, а тот пяткой о пятку ударил и в два счёта на окраине села оказался.

«Ну, всё, – думает Захар, – больше я к Пантелею не вернусь. Пойду лучше по белому свету скитаться, авось, не пропаду». Отправился он куда глаза глядят. Шёл, шёл, пока не добрался до старенькой избушки. Попросился паренёк к старичку-лесовичку на постой да про жизнь ему свою рассказал.

— За что, – говорит гость, – я ни возьмусь, всё у меня из рук валится, ничего не получается. Так и зовут меня – Захар Бессчастный.

Выслушал его дед и говорит:

— Я кое-какой наговор знаю. Хочешь, так сделаю, что все дела у тебя спориться будут?

— Конечно, хочу! – обрадовался парнишка.

— Только есть у меня одно условие.

— А какое?

— Должен ты в моей избушке неделю без сна прожить. Коли увижу, что дрёма тебя сморила, сразу из дома выгоню.

Согласился Захар, остался у старичка. Вот день не спит, второй не спит, на третий стал носом клевать. А дедок уж тут как тут:

— Что, спишь, Захар Бессчастный?

— Нет, не сплю, думу думаю, – отвечает паренёк.

— И какую же?

— Больно уж мне интересно: кого в нашем лесу больше – птиц или зверей?

— Подожди-ка, сейчас сосчитаю.

Отправился старик в лес, целый день считал, а за это время гость выспался всласть. Вот ещё день прошёл, другой миновал, снова стало парнишку в сон клонить. А старичок-лесовичок уж тут как тут:

— Что, спишь, Захар Бессчастный?

— Нет, не сплю, думу думаю, – отвечает паренёк.

— И какую же?

— Больно уж мне интересно: какой рыбы в нашей реке больше – большой или маленькой?

— Подожди-ка, сейчас сосчитаю.

Отправился старик к водоёму, целый день считал, а за это время гость выспался всласть. Вот ещё день прошёл, тут и неделя на исходе.

— Ну что, дедушка, шепчи свой наговор! – говорит Захар.

— Хорошо, только сначала мою загадку отгадай: кого на земле больше: живых или мёртвых?

Засмеялся парнишка:

— Конечно, живых!

— Это почему же?

— А потому, что мёртвые все не на земле живут, а под землёй покоятся!

— Правда твоя, – согласился старик, а потом наговор пошептал да отпустил Захара восвояси.

Вернулся паренёк в родную деревушку, и с той поры стали в его руках дела спориться – за что ни возьмётся, всё ладно выходит. Выучился он ремеслу, начал хорошие деньги получать. С тех пор перестали соседи Захара Бессчастным называть, стали его Счастливым величать. Зажил он с матушкой в сытости да достатке, никого не обижал, беднякам всегда помогал, а старичка-лесовичка добрым словом вспоминал.

Над сказкой работали

Ольга Комарова Автор адаптации

Ваш комментарий