Как дурак у попа служил
Решил как-то поп нанять себе работника. Нашёл простого мужика и привёл домой. Мужик с виду смирный, тихий, больших денег не запросил, а руки у него крепкие. «Ну, – думают поп с попадьёй, – теперь заживём! Сами ничего делать не будем, всю тяжёлую работу на него свалим».
Первым делом послали мужика молотить. Прошло несколько часов, и наступило время обеда. Смотрят, а их работник домой идёт.
— Ты куда ж это? – спрашивает поп.
— Обедать пора, батюшка! – отвечает мужик.
— Что ж, садись с нами за стол.
Разлила попадья щей, но только взялись они за ложки, как их маленькая дочь проснулась в другой комнате и заплакала. «Иди, успокой ребёнка», – велит поп работнику. Ушёл мужик, а поп с попадьёй быстро-быстро все щи и съели. Укачал мужик девочку, возвращается назад. Хотел за стол сесть, а поп ему:
— Так обед ведь уже закончился.
— Но я и поесть-то не успел! – растерялся мужик.
— Обед два раза не бывает. Ступай работать!
Нечего делать, повернулся мужик и пошёл опять молотить.
Вечером приходит он к ужину. Сел вместе с хозяевами за стол, а в соседней комнате опять поповская дочка заплакала. Стал мужик её убаюкивать и провозился целых полчаса. Пришёл обратно, его не пускают: «Где это видано, чтобы ужинали два раза!» – говорит поп. Обидно стало мужику, и ушёл он от таких неблагодарных и жадных хозяев.
Немного погодя поехал поп другого работника нанимать. Приехал в село, смотрит: мужики у околицы собрались в кружок и беседуют.
— Здорово, добрые люди! – приветствует их поп. – Не желает ли кто из вас ко мне в работники устроиться?
— Нет, нет, – загалдели мужики. – Знаем мы, каково у тебя служить.
А один дурачок возьми да и ляпни:
— Ну, братцы, вы просто служить не умеете!
Тут стали его остальные к попу подталкивать:
— Если самый умный, то иди поработай, а мы на тебя посмотрим.
Согласился дурак, и повёл его поп к себе в дом. Как пришли, дурак и говорит: «Давай, поп, условимся: друг друга со двора не гнать и друг от друга не сбегать». Кивнул поп головой и рукой в сторону поля указывает: «А теперь ступай молотить».
Молотил дурак до обеда, потом вернулся в дом и сел с хозяевами за стол. Взял каравай и отрезал половину. Вдруг в соседней комнате поповская дочь закричала. «Иди, поиграй с ней, успокой», – велит поп. Спрятал дурак незаметно полкаравая хлеба за пазуху и пошёл. Пока играл с девочкой, весь хлеб и съел. Вернулся в комнату, хотел было за стол сесть, а его не пускают.
— Ведь я щей-то не хлебал, – говорит дурак.
— А у нас дважды не обедают, – отвечает поп.
Ушёл дурак молотить и работал до вечера. Пришёл ужинать, разрезал каравай надвое. Тут заплакала поповская дочь, и снова отправили дурака, чтобы успокоил её. Взял он с собой хлеб и, пока играл, вдоволь наелся. Вернулся, сытый, влез на печь и заснул крепким сном.
Так продолжалось несколько дней. Стала попадья замечать, что дурак слишком много хлеба ест, и говорит попу:
— Такого прожорливого работника нам не прокормить. Глядишь, скоро весь наш хлеб поест! Надо бы избавиться от него.
— Как же это сделать, – спрашивает поп, – если мы с ним уговорились друг друга со двора не гнать и друг от друга не сбегать?
— Придётся тайком уйти.
А дурак неподалёку был и этот разговор подслушал.
На другой день, когда он ушёл молотить, насушила попадья сухарей и сложила их в большие мешки. К обеду вернулся дурак, увидел мешки, но спрашивать ничего не стал. Сел за стол, нарезал хлеба, положил за пазуху. Тут заплакала поповская дочь, он и пошёл её успокаивать. А пока играл, весь хлеб съел.
После обеда поп просит дурака: «Сходи на поле, нужно скирды перетаскать, а я немного отдохну и к тебе приду». Понял дурак, что не напрасно хозяева его из дома выпроваживают: бежать хотят. Взял и не пошёл в поле, а спрятался. Вышли поп с попадьёй в другую комнату, дурак сразу к мешкам. Отсыпал из одного мешка половину сухарей, сам сел внутрь и сухарями прикрылся.
Пришли поп с попадьёй, ничего не заметили. Взвалил поп себе тяжёлый мешок на спину, а второй попадье отдал, и стали они, озираясь, из своего же дома выходить. Вышли за калитку и пустились бежать. Бегут-бегут по дороге, а дурак из мешка как крикнет: «Догоню! Далеко не уйдёте!» Попадья глаза выпучила: «Никак он догоняет нас!» Побежали ещё быстрее. Немного погодя дурак опять: «Догоню, догоню!» Понеслись они что есть мочи, совсем из сил выбились и вынуждены были остановиться.
Опустил поп тяжёлый мешок на землю, а оттуда голос: «Батюшка, ты мне бок ушиб!» Развязали мешок, увидели работника:
— Как ты туда попал? – спрашивают.
— Вы хотели от меня сбежать, но я оказался хитрее, – смеётся дурак. – Никуда не денетесь, я вас хоть на дне моря разыщу.
Тем временем солнце опустилось за горизонт, и пришлось им ночевать у речки. Легли они рядком: поп, попадья, а с краю, у самой реки – дурак. Как захрапели хозяева, дурак встал и перелёг на место попадьи.
Среди ночи проснулся поп и давай дурака расталкивать: «Вставай, побежим скорее, пока работник спит». В темноте-то не видно ничего, вот он и принял его за попадью. Встал дурак, и побежали они обратно к поповскому дому. Прибежали, глядит поп, глазам не верит:
— Ты ли это, работничек?
— Я, батюшка, я, – отвечает дурак.
Наутро подоспела и попадья. Смирились хозяева, что не отвязаться им от дурака, и стали дальше вместе жить, горя не знать.




