Иван царевич и львята
Жил-был в одном государстве царь, и были у него дочь Марья и сын Иван. Заметили они как-то, что каждое утро исчезает из царского войска по одному солдату. Решили выяснить, в чём тут дело. Стали за каждым встречным следить и увидели, что уносит солдат старая государева служанка. Хотели было брат с сестрой подловить её, когда она очередного солдата понесёт, да не могли улучить момент: служанка помышляла ночью и всегда в разные часы. Долго ждали, но всё без толку. Надоело Ивану томиться, и решил он схватить её и отвести в темницу, но служанка зарычала на него зверем, и он отступил.
— Давай уйдём, братец, в другое государство, пока она нас не съела, – говорит однажды Марья.
— Ладно, – отвечает Иван, – пойдём.
Вот пришли они в незнакомое государство и подыскали себе дело по душе. Марья стала бельё стирать, а Иван на охоту ходить. Вечерами они усаживались за стол и беседовали о том о сём или запускали заводного волчка – свою единственную игрушку, напоминавшую им о родном доме.
Однажды взял брат ружьё и отправился в лес, а сестра решила тем временем сходить на реку и прополоскать выстиранное бельё. Пришла, только принялась полоскать, как видит: идёт к ней заводной волчок. Но стал он в десять раз больше, зубы скалит и грозится съесть Марью.
— Не ешь меня, волчок! – просит девушка.
— Не трону, если согласишься за меня замуж пойти.
— Как же я пойду за тебя, мне братец Иван не позволит.
Задумался волк, а потом и говорит:
— Я научу тебя, как от брата избавиться.
Согласилась царевна, и волк рассказал ей, что нужно делать. Потом побежал домой и снова в игрушку превратился.
Постирала Марья бельё, в большой таз сложила и домой понесла. Пришла, смотрит: Иван царевич уже с охоты вернулся и ждёт её у стола. Прикинулась Марья больной, как её волчок научил, легла в постель и застонала:
— Ох, плохо мне! Ох, пропадаю...
Перепугался Иван, подскочил к ней:
— Что с тобой, милая сестрица? Уж не заболела ли ты?
— Да, заболела, – стонет Марья. – И спасти меня может одно только средство...
— Какое средство? Говори! Сейчас же побегу и добуду его!
Приподнялась царевна на локтях и объясняет:
— Далеко-далеко в морских горах есть пещера. Сидит в той пещере молодая львица. Если испить её молока, то в ту же секунду от любой хвори выздоровеешь.
Ни слова не сказал Иван, только взял своё ружьё и пустился в путь-дорогу. Шёл-шёл и пришёл к высоким горам. Увидел большую пещеру, заглянул в неё, а там львица сидит и из лапы занозу вытаскивает. Рядом маленькие львята шумят, играют.
— Здравствуй, добрый молодец, – приветствует его львица. – Ты пришёл моей беде помочь?
— А что у тебя случилось? – спрашивает Иван.
— Вот уже целый год пытаюсь я вытащить из лапы занозу, но ничего не могу сделать. Не поможешь ли ты мне?
— Я твоих львят боюсь, – признался царевич.
— Не бойся! Они добрых людей не трогают.
Подошёл Иван и вынул занозу из распухшей лапы.
Стала его львица благодарить:
— Проси, чего хочешь!
— Ничего мне не нужно, а дай только крынку твоего молока. Моя сестра лежит больная, и сказывали ей, что лишь твоё молоко может её исцелить.
Нацедила львица крынку молока, дала Ивану и отправила вместе с ним двух своих львят, чтобы оберегали его в дороге. Пришёл царевич домой, подаёт сестре целебный напиток. Выпила Марья, и сразу будто полегчало ей. А львята увидели у порога веник, бросились на него и весь изодрали.
Спустя время вновь слегла царевна в постель и стонет, что ей плохо. Почувствовал Иван, что сестра ему что-то недоговаривает, но отогнал от себя дурные мысли. Спрашивает:
— Чем помочь тебе, сестрица?
— Ох, братец, спасёт меня только одно средство. Живёт в соседнем государстве Змей Горыныч с двенадцатью головами и охраняет яйцо. Никто не смеет к нему приблизиться: пыхнет огнём-жаром Змей, всё вокруг в пепел обернёт. Если мне то яйцо сварить и съесть, стану я как прежде здоровой.
Ни слова не проронил Иван, собрался и отправился в путь. А львятки за ним пошли. Три дня и три ночи без остановки шли они в чужое государство, не ели и не пили, под куст тенистый не ложились. Наконец дошли, а Иван уже еле на ногах держится. Привели его к дому Змея Горыныча, вошёл он внутрь, видит – сидит у печи девица и горько плачет.
— О чём плачешь, милая девушка? – спрашивает царевич.
— Как же мне не плакать? – отвечает девица. – Каждый день приводят к ненасытному Змею по человеку, и ни один ещё назад не вернулся. Сегодня пришёл мой черёд. Не посмотрит Змей на то, что я царская дочь, не пощадит моей жизни...
— А где же он сейчас?
— Улетел на промысел, но скоро вернётся. Ты бы шёл прочь, добрый молодец, пока он не явился.
Хотел Иван ответить девице, да не смог: сомкнулись его веки, упал он на лавку и заснул крепким сном. Вдруг видит царская дочь в окно: выезжает Змей Горыныч из-за гор. Стала она Ивана будить, а он не просыпается. И так и этак его расталкивала, за плечо трясла – не просыпается. Взяла она чашку, плеснула царевичу водой в лицо, а ему хоть бы что. Смотрит девица: чудище уже близко. Заплакала она от бессилия, и упала горячая слезинка Ивану на щёку, обожгла огнём. Вскочил Иван, глаза протирает: «Что случилось?» Показывает ему царская дочь на окно: мол, враг подступает. Схватил тогда Иван меч и пошёл на дорогу. Встал так, чтобы Змею проехать было нельзя, и стоит, ждёт.
Тем временем конь под Змеем вдруг на ровном месте спотыкаться начал.
— Что это с моим конём? – удивился Змей. – Или беду чует? Ну уж нет, не бывать такому! Одолеть меня никому не дано, кроме Ивана царевича, да и тот не в нашем государстве живёт и сюда путь не знает.
— А я уже давно здесь, – кричит ему Иван.
Остановился Змей, сошёл с коня:
— Ну что ж, давай поборемся.
Схватились они и стали бороться. Было у Змея двенадцать голов, но ни одна не помогла ему в бою. Скрутил царевич его так, что ни вывернуться ему, ни сбежать. Стал Змей молить Ивана о пощаде. «Отпущу я тебя, – говорит Иван, – если пообещаешь, что больше никогда никого не обидишь, а ещё отдашь мне своё яйцо – мне им сестру вылечить надобно». Дал Змей Горыныч клятву, и отпустил его Иван восвояси. Потом взял яйцо и повёл царскую дочь к её отцу.
Как увидел царь, что его дочь жива осталась, так на радостях созвал народ и закатил отменный пир. На том пиру объявил он, что отдаёт дочь замуж за спасителя и дарит ему полцарства. Решили, что обвенчаются молодые после, а пока стал Иван в обратный путь собираться. Взял змеево яйцо, за пазуху спрятал, львяток оставил во дворце. Поставил на окошко два стакана с водой и наказал невесте следить: как только потемнеет вода, тут же львят со двора отпустить.
Три дня и три ночи шёл Иван царевич, пока не добрался до своего дома. Накормил сестру яйцом Змея Горыныча, и встала она на ноги, будто бы выздоровела. А пока брата не было, подговорил её волчок расспросить Ивана, в чём его сила. Стала Марья ластиться к царевичу и выведывать:
— И умён ты, братец, и ловок, и смел. А в чём же твоя силушка кроется?
— В женских волосах, – отвечает Иван. – Если опутать ими мои руки, сделаюсь я слабым и хилым и всяк меня одолеть сможет.
Только успел вымолвить, как набросились на него Марья и волчок, схватили за руки и опутали волосами, которые сестра со своей головы срезала. Начал Иван кричать, львят на помощь звать, те прибежали и отогнали злодеев от царевича. Загнали в дремучий лес и назад вернулись. Ходят вокруг Ивана, не могут его от волос освободить.
Решил тогда Иван идти к родной матушке и просить о помощи. Пошёл по дороге, а верные львятки за ним увязались. Топал-топал и свалился в канаву. Лежит, встать не может. Сели львята рядышком, охраняют Ивана, чтобы никакой зверь его не тронул.
Вдруг едут мужики на телеге. Стал царевич голосить, подзывать их к себе, а мужики отвечают:
— Мы твоих львов боимся.
— Не бойтесь! Они хороших людей не трогают.
Подошли мужики, сняли с Ивана женские волосы и помогли подняться. Пожал он им руки и дальше пошагал. Пришёл к родной матушке, попросил благословения на женитьбу. Обняла его мать, благословила. Только вышел царевич за ворота, навстречу ему служанка идёт, которая каждый день царских солдат из войска утаскивала. Увидела Ивана, оскалилась, точно зверь, и хочет на него прыгнуть. Крикнул тогда Иван своих львят, побежали они к служанке и погнали её прочь со двора, чтобы больше не смела никого трогать. Как вернулись, поблагодарил их царевич за верную службу и отпустил к львице, а сам пошёл к невесте.
Царь и царица встретили зятя тепло и радушно. Обвенчали молодых, созвали народ и отпраздновали весёлую свадьбу. С тех самых пор живёт Иван царевич с женой счастливо и бед не знает.




