Город Кривосуд
Жил в глухой деревеньке любопытный мужичок. Уж очень нравилось ему узнавать новое, вот он всюду и совал свой нос. Нередко попадал из-за чрезмерного любопытства в беду, но никак не мог успокоиться. Прослышал он однажды, что где-то за лесами и реками стоит знатный город Кривосуд, а в нём видимо-невидимо разных диковинок да чудес. Загорелись у мужика глаза, и решил он во что бы то ни стало попасть в тот город.
Стал ходить по соседям и спрашивать дорогу. А никто в Кривосуде не бывал и как туда дойти, не знает. Собрал тогда мужичок свои нехитрые пожитки, испёк лепёшек на дорогу и спать лёг. А засветло, ещё до первых петухов, соскочил с печки, обул лапти, котомку на плечи закинул и отправился в путь-дорожку.
Солнце уже спряталось за горизонт, а он всё идёт. Наступил другой день, а Кривосуда не видать. Так прошагал упрямый мужик семь дней. Отдыхал под кустами, воду пил из озера, грибы-ягоды собирал. На восьмой день разглядел вдали церквушку, золотым крестом увенчанную, и ускорил шаг. Вскоре открылся перед ним большой и красивый город. И дома-то в нём не как в их деревушке: все сплошь из светлого дерева да с раскрашенными ставенками.
Постучался мужик в первую избу, что у дороги приютилась. Открыла ему старушка. Поздоровался и спрашивает:
— А что, бабушка, я и вправду в Кривосуд попал?
— Так оно и есть, милый человек! – отвечает хозяйка.
— Чем порадуете гостя? Говорят, в вашем городе чудес немерено!
— А вот выспись с дорожки, потом и поглядишь.
Согласился путник. Старушка ему на лавке постелила, он и улёгся спать. Да только сон не идёт: ворочается мужик и всё думает о диковинках, которые завтра увидит. Чуть забрезжил рассвет, поднялся и сразу из избы вон: не терпится город осмотреть.
Идёт он по самой широкой улице. Вдруг подбегает к нему женщина, хватает за руку и тащит в сторону, а сама кричит громким голосом:
— Ты из дома ушёл, моих детушек сиротками оставил! Зачем их до нитки обобрал, пятьсот рублей украл?
Растерялся мужик. Пытается вывернуться, оправдывается, что не брал никаких денег и знать её не знает. Но крепко держит его женщина, а сама грозится, что сейчас к городничему отведёт.
Повернули они на другую улицу. Навстречу им важный купец вышагивает. Только увидел мужика, как кинется на него с кулаками!
— Вор! Пять тысяч прикарманил и скрыться вздумал? Ну уж нет! Пойдём-ка к городничему!
И тоже за шиворот схватил.
Видит мужик: плохо дело. Горькие мысли к нему в голову полезли: «И зачем я в этот Кривосуд пришёл? Верно, Господь меня испытать хочет… Не по душе мне такие испытания, то и гляди, накажет меня городничий ни за что ни про что!»
Решил он сбежать от своих преследователей. А тут как раз по высокому берегу проходили. Рванулся мужик что есть силы, высвободился и бросился с обрыва в реку. Да случайно упал прямо на церковного служителя, который вместе с другими в это время рыбу ловил. Сильно пришиб мужик парня: лежит тот, встать не может. Подскочили остальные служители, загалдели. А один побежал к священнику, рассказал о случившемся и привёл с собой. Выслушал всех священник, поглядел на мужика и так рассудил:
— Ежели б он в реку не кинулся, служитель мой был бы здоров. Раз покалеченный лежит, стало быть, виновен мужик. Пойду-ка я тоже к городничему.
И присоединился к женщине и купцу. Прошли ещё две улицы, замаячил впереди дом главы города Кривосуда. Заплакал мужик горючими слезами, стал умолять отпустить его, но никто и бровью не повёл. Повстречался им лавочник. Подивился странной процессии и подозвал к себе мужика, чтобы узнать, в чём дело. Без утайки поведал несчастный о своём горе. А лавочник тот был добрым человеком. Стал размышлять, как бы чужой беде помочь, пленника от наказания избавить. И придумал.
— Есть, – говорит, – у городничего две дочки-красавицы. Одевает он их в самые лучшие наряды, ничего для них не жалеет! А вот куньих воротников у девчушек ещё нет. Я один во всём городе торгую такими воротниками, да только не станет городничий просить у меня товар: в ссоре мы с ним. Возьми-ка ты двух куниц и ступай к нему на порог. Скажи, что подарок принёс его дочкам. Коли будет деньги предлагать – не бери, а проси в награду помочь тебе избавиться от преследователей.
Обрадовался мужик, обнял лавочника и спасибо ему сказал. А потом куниц в котомку засунул и назад вернулся.
Дошли до дома городничего. Попросился мужик первым идти. Поздоровался с хозяином и протягивает ему воротнички. Всплеснул тот руками, побежал к дочкам:
— Вот вам, милые мои, то, о чём вы мечтали! Носите и будьте умницами.
После подходит к мужику и спрашивает:
— Что я тебе должен, торговец? Называй любую цену, заплачу!
— Не надо мне денег и золота не надо, – отвечает наученный лавочником мужик, – а помоги ты мне несправедливого наказания избежать.
И рассказал, что с ним произошло.
Разобрался городничий, что к чему, и велел наутро прийти к нему на суд.
На следующий день все четверо явились к назначенному времени. Перед началом суда подозвал городничий мужика к себе и тихонько прошептал ему, какие слова нужно говорить. Потом объявил, что суд начинается, и приказал обвинителям выступать по очереди.
Первой вышла женщина. Указала на мужика и говорит:
— Мой муж украл у меня пятьсот рублей, бросил детей и убежал из дому.
Городничий спрашивает:
— Правда ли, что она твоя жена?
— Ваше благородие, – молвит мужик, – верно, жена она мне. Да только совсем меня с ума свела! Загуляла, из дому бегом, а дети на мне остались. Городские власти покоя не дают: обвиняют, будто я её убил. Образумьте вы негодную!
— Что ж, – рассуждает городничий, – нехорошо ребят оставлять, матушка. Надо бы вас поучить уму-разуму. Не избежать вам наказания!
Побелела женщина от страха и на колени упала:
— Не велите трогать, ваше благородие! Выдумала я всё, не муж он мне!
А мужик тут и говорит:
— За ложь свою плати пятьсот рублей, клеветница.
Обрадовалась женщина, что так легко отделалась, и обещала выплатить деньги.
Дали слово купцу. Объяснил он, что мужик у него пять тысяч рублей взял, а отдавать не хочет.
— Да как это не хочу? – возмутился обвиняемый. – Обязательно отдам! Только ты прежде мне мой залог верни. Помнишь, я тебе в залог за деньги с десяток драгоценных камней оставлял?
Открыл купец рот и стоит, не может слова вымолвить. А когда пришёл в себя, начал клясться, что не брал никаких бриллиантов. Но не поверил ему судья-городничий и велел за потерю залога выплатить мужику 5000 рублей. Ничего не поделаешь, достал купец кошелёк и стал деньги отсчитывать.
Наконец встал с места священник. Послушал городничий, на что он жалуется, и спрашивает подсудимого, так ли всё было. Почесал мужик в затылке:
— Так-то оно так, ваше благородие. Да ведь не хотел я калечить служителя! Сам мечтал с кручи в реку кинуться, а других и трогать не думал. Откуда ж мне было знать, что парни там рыбу ловят?
Засмеялся судья:
— Верно говоришь. Молодец, что чистосердечно во всём признался. Прощаю я тебя! Только пусть и священник простит, на том и закончим.
Стал мужик перед батюшкой извиняться, в ноги ему упал. А городничий потихоньку шепчет тому, чтобы простил.
Уладили дело по-доброму. Мужик вскочил с колен, радуется, судью обнимает, денежку ему суёт. А потом распрощался со всеми и скорее вон из избы. Отыскал лавочника, дал ему денег за помощь и припустил домой со всех ног, чтобы никогда больше в чудной город Кривосуд не возвращаться.
Стал с той поры мужик жить лучше, чем раньше. Поумнел, разбогател. И всем о своём походе рассказывал. Многие захотели побывать в том городе. Но кто вернулся обратно, а кто и нет. Половина возвратившихся с разбитыми носами пришли.
— Эх, – говорят, – хорошо там, где нас нет! А нам и на печке тепло.