Финист-князь и Марьюшка

Жили-были в одной слободке на речном берегу купец с купчихой, сыночка Тараса растили, холили да любили. Как подрос мальчик, появилась у него сестричка Марьюшка, уж такая неспокойная, что сладу с ней нет: кричит день и ночь, никак спать не хочет. Матушка её качает, а Марьюшка не засыпает. Батюшка за дело возьмётся – дочка уснёт да снова проснётся. А Тарас прижмёт сестрёнку к сердцу, запоёт ей на ушко песенку, та и успокаивается.

— Скажи, сынок, что такое ты Марьюшке шепчешь? – спрашивают родители.

— Да я ей пою: «Люли-люли, сестричка, папу с мамой не тревожь! Как вырастешь большая, за Финиста-князя замуж пойдёшь!» – отвечает Тарас.

Вот подросла Марьюшка, стала такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Плакать купеческая дочка перестала, но песенку, что от братца своего в младенчестве слышала, накрепко запомнила. Прошло ещё несколько лет, остались брат с сестрицей одни. Стала Марьюшка Тарасу напоминать:

— Обещал ты меня замуж за Финиста-князя отдать!

— Да где ж я его найду? – удивляется братец. – Это всё выдумка была, пел я, что в голову пришло, лишь бы ты заснула.

А сестрица и слушать ничего не хочет, жениха из детской песенки отыскать требует.

— Ладно, попробую, – вздохнул Тарас. – Авось, и есть такой князь на белом свете.

Взял он котомку с сухарями да отправился куда глаза глядят. Три дня и три ночи бродил, пока не заблудился. Решил в лесу переночевать, а как рассветёт, дорогу к дому искать. Только прилёг он на травку, как осветило всё вокруг ярким светом. Смотрит паренёк, а на поляне карета стоит, вся золотом сияет. Вышел из неё добрый молодец и спрашивает:

— Ты кто таков будешь да что в моём лесу делаешь?

— Я Тарас – купеческий сын, – отвечает парнишка. – Ищу Финиста-князя, хочу просить его на моей сестрице жениться.

— Так это я и есть! Только зачем мне сестру твою замуж брать? Что в ней такого особенного?

А Тарасу уж так Марьюшке угодить хочется, жениха из её детских грёз привезти, что стал он выдумывать:

— Сестрица моя самая расчудесная! Как заплачет она, из глаз жемчужные слёзы капают, а как улыбнётся, розовые лепестки изо рта сыплются.

— Ну что ж, всяких девиц я на свете повидал, а такой ещё не встречал. Думаю, твоя сестра мне по нраву придётся, поехали свататься!

Сели они в золотую карету да отправились в ту слободку, где купеческие дети жили.

Спит Марьюшка и не ведает, что к ней жених едет. А кухарка пошла затемно тесто ставить, выглянула в окошко и увидела вдали богатую карету. Поняла она, что Тарас Финиста отыскал да свататься везёт. Решила завистливая баба князя обмануть: свою дочку, вместо купеческой, за него замуж выдать.

Подъехал Тарас вместе с гостем дорогим к дому да кричит:

— Марьюшка, скорее одевайся!

А сестрица спросонья не расслышала, стала кухарку спрашивать:

— Что это мне братец говорит?

— Велит он тебе раздеваться, – отвечает злая баба.

Скинула Марьюшка одежду, а Тарас опять кричит:

— Выходи во двор жениха встречать!

Сестрица снова не расслышала, опять кухарку переспрашивает:

— Что это мне братец говорит?

— Велит он тебе в погреб залезть да там затаиться.

Послушалась Марьюшка, забралась под пол, сидит, не шевелится. А кухарка свою дочку в купеческое платье одела, на крыльцо вывела. Смотрит на неё Финист-князь: девица хоть и в наряде красивом, да неказиста. Попросил он её улыбнуться – на губах усмешка кривая застыла, никаких лепестков не посыпалось. Ущипнул девицу за щеку – зарыдала она громким басом, никаких жемчужных слёз не закапало.

— Ах, так ты глумиться надо мной вздумал! – закричал князь на Тараса.

Никаких оправданий Финист слушать не стал, приказал в тюрьму обманщика заточить. Увезли паренька за триста вёрст в стольный град да кинули в темницу. А Марьюшка из погреба выбралась, оделась и отправилась брата своего из беды выручать. Целую неделю до столицы добиралась, совсем из сил выбилась. Дождалась ночи, уговорила стражников в острог её пустить, чтобы с братцем повидаться. Кинулась она Тарасу на шею, принялась прощения просить:

— Миленьки мою, любименький! Из-за прихоти моей девичьей, из-за песенки детской ты в тюрьму угодил! Что же теперь с тобой будет!

А охрана князю доложила, что к заключённому девица какая-то пришла, плачет да рыдает, простить умоляет. Явился Финист в темницу, увидел красавицу и сразу в неё влюбился.

— Это кто ж такая будет? – спрашивает он Тараса.

— Так это и есть сестрица моя, Марьюшка. А та девица, что на крыльце тебя встретила, то кухаркина дочка была.

— Что ж ты мне сразу не сказал?

— Так я не успел, ты меня сразу в тюрьму кинуть велел. К тому же про драгоценности да лепестки я тебе, и правда, солгал.

А Марьюшка стоит, слёзы на ресницах её блестят, словно искры горят. Утёрла она их и такой улыбкой нежной улыбнулась, что краше всех цветов на свете.

— Не нужны мне никакие жемчуга да розы! – воскликнул Финист-князь. – Одного желаю: чтобы эта красавица женой моей стала! Согласна ли ты, девица?

Опустила купеческая дочь голову, реснички её задрожали, щёчки румянцем зарделись, прошептала в ответ тихонечко:

— Согласна.

Закатил Финист-князь пир на весь мир, сыграли они с Марьюшкой свадьбу развесёлую и прожили в мире да согласии долгие-долгие годы.

Над сказкой работали

Ольга Комарова Автор адаптации

Ваш комментарий