Дядя Ферапонт и Петруша
Жили-были в одной деревне два брата. Вот заболел старший брат, лежит на смертном одре да младшему наказывает:
— Уж не оставь сынка моего Петрушу без попечения, воспитывай мальца, как родного!
Пообещал младший брат, что так и сделает, только слова своего не сдержал. Рос мальчишка, как ветер в поле, никто его уму-разуму не учил, на путь истинный не наставлял. Накормят, и на том спасибо. А как исполнилось Петруше восемнадцать лет, дал ему дядька триста рублей да за порог выставил.
— Ты теперь совершеннолетний, – говорит, – в опеке моей не нуждаешься. Как хочешь, так и живи.
Отправился добрый молодец восвояси. Долго он шёл, наконец, добрался до большого города. Видит: на площади народ собрался, глазеет, как стражники какого-то бедолагу в отрепьях к помосту тащат, казнить собираются.
— Что ж он такого натворил? – спрашивает у зевак Петруша.
— Да долгов наделал, а расплатиться нечем, – отвечаю в толпе. – Вот суд его к казни и приговорил.
— Постойте! – закричал Петруша стражникам. – Отпустите должника! Я за него по счетам расплачусь!
Отдал юноша все деньги, что у него имелись, взял оборванца за руку да за собой потащил. Вот добрались они до городской окраины, присели отдохнуть.
— Ты кто ж такой будешь да зачем за меня вступился? – спрашивает мужик спасённый.
— Я – сирота Петруша. Выгнал меня дядька родной из дома, брожу теперь по городам да весям, счастья ищу. Больно уж мне тебя жалко стало, вот помочь и решил.
— Век твоей доброты не забуду! Зови меня дядей Ферапонтом, буду с тобой вместе по свету ходить, от несчастий оберегать.
Отправились странники в столицу. По дороге они батраками нанимались, людям по хозяйству помогали, за это деньги получали. Нигде дольше недели путники не задерживались и вот, наконец, добрались до стольного града. Приходят на площадь, а там у столба толпа собралась, все царский указ читают: «Если не сыщется до вечера жених для царевны Паулины, весь город будет тройным налогом обложен!»
Чешут мужики затылки, а желающих в зятья к царю идти нет. Стал Петруша народ расспрашивать:
— Скажите, люди добрые, а почему никто жениться на царевне не хочет? Ведь это же почет да богатство! Или неказиста девица? А может, стара и сварлива?
— Да всем Паулина хороша, – отвечают в толпе. – Только шесть раз уж она замуж выходила, и наутро всех мужей её бездыханными находили. Вот и не желает больше никто с жизнью прощаться.
Отозвал тогда дядя Ферапонт Петрушу в сторонку и шепчет:
— Соглашайся на царевне жениться! Я тебя всю ночь караулить буду, не дам беде случиться.
Послушался племянник дядьку, явился во дворец и говорит:
— Я хочу женихом Паулины быть! Только около спальни будет мой дядя Ферапонт почивать, сон наш охранять.
Согласился царь, закатил пир на весь мир. После свадьбы отправились молодые в опочивальню, а дядька у порога сторожить остался. Только полночь пробила, видит Ферапонт: червячок по двери ползёт, щёлку нашёл и шмыг в спальню! Заглянул мужик в замочную скважину, а червячок в огромную змею превратился и к Петруше подбирается. Выломал тогда дядька дверь, кинулся к кровати и придавил гадину. Тут царевна проснулась, заверещала на весь дворец. Сбежались слуги кто с ножами, кто с топорами, кто с ружьями. Только поздно: змея уж и не дышит.
С тех пор зажили Петруша с Паулиной в мире да спокойствии, а дядю Ферапонта царь главным стражником назначил.




