Анфиса и разбойники

Жил-был в одном селе зажиточный крестьянин Прокоп с дочкой своей Анфисой. Уж такой девица красоты писаной была, что и словами не передать! А бойкая до того, что все диву давались: никого крестьянская дочь не боялась, любому неприятелю отпор дать могла.

Вот отправился как-то отец на ярмарку, Анфиса одна дома осталась. Как смеркаться начало, заперла девушка двери да ставни, топор под подушку положила и спать легла. А неподалеку жил парень-лиходей, на селе его Кудеяром кликали – уж больно на недобрые дела тот окаянник сноровист был. Прознал он, что крестьянин уехал, подговорил своих дружков в дом к нему забраться да ограбить:

— У Прокопа немало добра припасено, будет нам чем поживиться! А сегодня дочка его одна дома ночует. Много ли ей надо? Дал тычка, она чувств и лишилась. А когда очухается, мы уж далеко будем.

Вот полночь настала, пробрались разбойники на крестьянский двор, подельники стали дверь ломать, а Кудеяр начал ставни отжимать. Только руку под створку просунул, как Анфиса хрясь обухом и сломала лиходею два пальца. Закричал парень нечеловеческим голосом, кинулся бежать, тут и остальные окаянники палки да ломы побросали да врассыпную бросились.

На следующий день вернулся отец с ярмарки, стал дочку расспрашивать, как она одна ночь провела.

— Всё спокойно, батюшка, было,– отвечает девица, – никто мой покой не тревожил.

Вот месяц прошёл, другой миновал, задумал Кудеяр к Анфисе посвататься. Приехал лиходей вместе со своими приятелями к крестьянину: так, мол, и так, у вас товар, у нас купец. Сели гости за стол, пьют-едят, разговоры ведут. У жениха на руках перчатки чёрные, девице и невдомёк, что это тот самый разбойник, которому она пальцы топором отхватила. Слово за слово, шутки-прибаутки, так и сосватал Кочубей невесту. Велел ей отец собираться, к жениху отправляться. А Анфиса с папенькой спорить не привыкла – раз он ей мужа выбрал, значит, так тому и быть.

Привез Кудеяр девушку к себе домой, велел ей воды в котёл наносить. Взяла Анфиса вёдра да к реке отправилась. А котёл-то огромный, быстро не наполнишь! Уж столько невеста ходок сделала, что умаялась. Вдруг слышит, жених с приятелями перешёптывается:

— Вот ещё пару вёдер невестушка моя принесёт, я её в том котле и сварю: отомщу за пальцы свои поломанные!

Догадалась Анфиса, что это и есть тот самый разбойник, который в дом её пробраться хотел. Бросилась она без оглядки куда глаза глядят. Бежала, бежала, пока без сил не упала. Ждёт Кудеяр, пождёт, а невесты всё нет да нет. Понял он тогда, что Анфиса сбежала, бросился вместе с приятелями в погоню.

На счастье проезжал мимо того места, где девушка лежала, старик с возом сена. Положил он несчастную на телегу, соломой прикрыл и в деревню повёз. Тут навстречу ему разбойники выскочили, стали расспрашивать:

— Не видал ли ты, дедуля, девицу беглую?

— Нет, родимые, не видал, – отвечает старик.

— А может, ты её от нас на возу своём прячешь?

— Да вы что, милые? Я с сенокоса еду, никого по пути не встречал.

— А вот мы сейчас проверим!

Начали разбойники прутьями в сено тыкать, а Анфисе хоть и больно, но молчит она, зубы стиснула да терпит. Ни одного всхлипа, ни одного стона лиходеи не услышали, так и ушли ни с чем. А старик девушку израненную домой довёз, из рук на руки отцу передал. Обрадовался Прокоп, отблагодарил доброго человека щедро. Как пришла Анфиса в себя, призналась папеньке, как она Кудеяру пальцы отрубила, да как он её за это в котле сварить хотел. Побежал тогда крестьянин к жандармам, рассказал о разбойниках. Арестовали их да упекли в кутузку, а потом сослали в тмутаракань на веки вечные. Через год Анфиса за хорошего парня замуж вышла, и прожили они в любви да согласии долгие-долгие годы.

Над сказкой работали

Ольга Комарова Автор адаптации

Ваш комментарий