Агафон – синий балахон
Жил-был мужик Агафон, пошила ему жена Агафья синий балахон. Облачился муж в обновку и в лес на охоту поехал. Только на полянку выехал, как облепили его лошадку слепни да комары. Стоит кобылка, с ноги на ногу переминается, шагу ступить не может. Стянул тогда с себя Агафон синий балахон да как хлопнет лошадь по крупу! Одним разом семьсот слепней прибил, а комаров столько полегло, что и счёту нет. Вернулся мужик домой, жене добычу свою показывает:
— Смотри-ка, Агафья, я одним ударом семьсот богатырей убил, а мелких солдат и вовсе без счёту положил!
— Да на что же нам такая прибыль? – всплеснула руками Агафья. – Ни щей, ни каши из той братии поверженной не сваришь! Отправляйся-ка опять в лес, хоть зайца подстрели!
— Ну, уж нет, я себе дело получше найду! Приготовь-ка мне сок свекольный с рассолом капустным, поеду к царю на службу устраиваться!
— Ты совсем, что ли, старый, ополоумел? Коли напитка такого хлебанёшь, так и версты не проедешь – живот сведёт.
— А ну, не перечь! Делай, что говорят!
Махнула Агафья рукой, выжала сок из свеклы, с рассолом капустным его смешала да во флягу налила. А Агафон надел синий балахон, лошадку оседлал, напиток прихватил и отправился в стольный град. Добрался он до большой дороги, остановился у столба и повесил на него табличку: «Проезжал здесь Агафон – синий балахон, он одним ударом семьсот богатырей убил, а мелких солдат и вовсе без счёту положил!»
Не успел и пары вёрст проскакать, как к тому столбу дружина царская подъехала. Прочитали добрые молодцы, что на табличке написано, подивились: ну надо же, какой воин-силач в их государстве объявился! Нагнали они мужика и спрашивают:
— Это ты Агафон – синий балахон, что одним ударом семьсот богатырей убил, а мелких солдат и вовсе без счёту положил?
— Я! – гордо отвечает мужик.
— Что-то больно хил ты для таких подвигов! А ну-ка, докажи свою мощь, побори нашего младшего дружинника!
— Ну, это я запросто. Только надобно мне сначала напитка своего волшебного испить, в нём-то вся моя сила!
— Это что же за напиток такой?
— Да вот, жена моя, Агафьюшка, готовит, по старинному рецепту!
— А можно и нам испробовать?
— Отчего же нельзя? Конечно можно!
Протянул Агафон флягу со свекольным соком да капустным рассолом царским дружинникам, сделали они по глотку и сразу пополам сложились, за животы схватились. А потом побежали врассыпную кусты искать, желудки опорожнять. Одних тошнит, других понос пробрал – смех да и только!
А тут как раз мимо царь со своей свитой едет. Прочитал он надпись на столбе, проехал чуть дальше и видит: дружинники его под кустами скрюченные валяются, стонут да за животы держатся. А рядом мужик сидит, усмехается.
— Это ты, что ли, Агафон – синий балахон, который одним ударом семьсот богатырей убил, а мелких солдат и вовсе без счёту положил? – спрашивает государь.
— Я! – гордо отвечает мужик.
— Вижу, ты и с дружиной моей запросто расправился! А коли сумеешь моего главного воина победить, возьму тебя к себе на службу.
— Да это я запросто! Показывай, где твой богатырь?
Приехали они на дворцовую площадь, а вояка уж дожидается. Сам огромный, конь под ним справный, в руках меч булатный. А Агафон хиленький, лошадка под ним тощенькая, в руках палка.
— С открытыми глазами каждый биться может, а давай-ка вслепую сразиться попробуем! – говорит мужик.
— Ну что ж, давай, – согласился богатырь.
Оторвал Агафон от своего синего балахона подол, завязал воину глаза, а когда себе повязку делать стал, незаметно дырочки в ней проколол. Поскакал богатырь на мужика вслепую, а соперник всё видит – взял да увернулся. Развернул воин коня и опять на Агафона скачет, а тот взял да палкой прямо под ребро богатыря ткнул. От неожиданности вояка с коня свалился, лежит, понять не может – как это такой тщедушный мужичонка его одолеть смог? А Агафон в усы себе усмехается:
— Я не только одним ударом семьсот богатырей убил, но и главного царского воина одним тычком с коня сбил.
Подивился государь такой удали и взял Агафона к себе на службу.




